Чтобы радоваться городской жизни, нам придется сократить автомобильные поездки

National GeographicHi-Tech

Города будущего

Чтобы радоваться полноценной городской жизни, нам придется сократить автомобильные поездки

Текст: Роберт Канзиг

Шанхай, Китай. Недалеко от центра крупнейшего в Китае города скоростная автострада «Янань» проходит под шоссе «Север – юг». С 1990 года в стране прибавилось полмиллиарда городских жителей и почти 190 миллионов автомобилей. К 2030-му в городах ожидается прибавление еще 300 миллионов жителей, и китайские планировщики говорят, что взяли новый курс – в приоритете не машины, а пешеходные улицы и общественный транспорт

Главный смысл городов в том, чтобы сближать людей. В XX веке нас, наоборот, лишь разбросало, как после бомбежки. Год назад мы с архитектором Питером Калторпом проехали там, где это видно особенно отчетливо. У Питера есть идеи, как можно восстановить целостность городов. В конце 1970-х он помогал проектировать одно из первых энергоэффективных правительственных офисных зданий. Сегодня архитектор смотрит на вещи шире: «Чтобы существенно влиять на экологию и на общество, мало построить одно здание. Надо менять облик целых территорий». Питер возглавляет небольшую, но пользующуюся авторитетом в мировом сообществе компанию Calthorpe Associates: они занимаются городским проектированием. На стене его офиса в Беркли красуется хартия движения Congress for the New Urbanism («Объединение за новый урбанизм»), осуждающая расползание «безликой растянутой застройки». Четверть века назад, в 1993-м, Питер стоял у истоков движения.

Мы выждали, пока на улицах станет посвободнее, и ближе к обеду отправились в синей Tesla Питера на юг от Сан-Франциско – в Кремниевую долину.

«Проблема в том, что, когда единственным, безальтернативным способом передвижения в городе становится машина, люди начинают злоупотреблять этим, – говорит Питер. – В ущерб климату, собственному кошельку, району, где живут, в ущерб времени, которое тратят в дороге. Куда ни посмотри, эффект отрицательный. Малая подвижность – верный путь к ожирению. Загрязнение воздуха приводит к заболеваниям органов дыхания».

В 1990-х Питер помог убедить власти Портленда (штат Орегон) вместо очередной трассы построить линию легкорельсового транспорта, а вдоль нее возвести жилье, офисы и магазины. Это решение – «застройка, ориентированная на общественный транспорт» – создало ему репутацию урбаниста-визионера. Один мой знакомый, эколог из Пекина, рассказывал, что отправлял многих китайских архитекторов именно в Портленд.

По словам Питера, его идея не так уж и нова – он стремился «изобрести заново» городскую инфраструктуру, в которой великолепный центр города при помощи трамваев соединялся когда-то с окраинами, по которым было удобно передвигаться пешком.

...Несмотря на поздний выезд, на мосту мы встали в пробку.

Уэлин-Гарден-Сити, Великобритания. 100 лет назад, когда люди еще только начинали покидать перенаселенные города в Европе и Америке, британский социолог Эбенизер Ховард создал концепцию двух «городов-садов» на севере Лондона. Некоторые идеи Ховарда до сих пор кажутся передовыми, например то, как он совместил доступность природной среды и метрополиса для жителей Уэлина, – отсюда на поезде можно добраться до Лондона всего за полчаса.

Согласно утопии Питера, города перестанут бесконечно расширяться, поглощая природу. Напротив, они будут искать способы впустить природу внутрь себя. Города станут прирастать кластерами с высокой плотностью застройки, небольшими кварталами в пешей доступности от сети скоростного общественного транспорта. В поселениях будущего работа перестанет быть отделена от жилья и магазинов, как диктует нынешняя «растянутая» городская застройка, вынуждающая людей перемещаться между этими тремя жизненно важными зонами на автомобилях; богатые не будут отделены от бедных, молодые от пожилых, белые от черных. (Статья посвящена по большей части проблемам, характерным для малоэтажной застройки американских агломераций, районов, куда трудно добраться на общественном транспорте. – Прим. российской редакции.). Сократив автомобильные поездки и укладывая меньше асфальта, горожане должны уменьшить вклад в изменение климата, из-за которого ряд городов рискуют стать непригодными для жизни.

...К югу от аэропорта Сан-Франциско мы взяли курс на Пало-Алто, где вырос Калторп. За окном машины мелькали шиномонтажи, прокатные конторы, дешевые мотели... Одна из старейших дорог на западе Соединенных Штатов, шоссе El Camino Real, когда-то служила испанским колонистам и священникам. «Старая Миссионерская дорога сейчас пересекает самое сердце Кремниевой долины и застроена черти чем», – сетует Питер.

Впрочем, его это не раздражает: наоборот, архитектор видит тут новые возможности. Вдоль шоссе живет совсем мало народу, так как земля здесь отведена преимущественно для коммерческого использования. При этом Кремниевая долина остро нуждается в жилье. Десятки тысяч служащих добираются на работу на машинах. В Маунтин-Вью, где обосновался Google, сотни людей живут в припаркованных автомобилях.

Баку, Азербайджан. Столица богатого нефтью государства, крупнейший город в стране, примерила на себя дубайскую модель городского развития – на первом месте так называемые здания-визитки, на втором – генеральный план. «Пламенные башни» напоминают огненные языки, появляющиеся там, где на поверхность просачивается природный газ. В темное время суток их фасады, усеянные светодиодами, вспыхивают в пламенном танце. В небоскребах разместились роскошный отель, апартаменты класса люкс и торговый центр с выставочным залом Lamborghini.

В 800-метровой придорожной зоне вдоль 70-километрового участка El Camino между Сан-Франциско и Сан-Хосе расположено 3750 коммерческих земельных участков, занятых разношерстными зданиями, по большей части одно- и двухэтажными. Питер знает это благодаря компьютерной программе UrbanFootprint, которую разработал с коллегами. Данные поступают из национальной базы земельных участков и обрабатываются с помощью нескольких аналитических моделей, на основе которых можно строить концепции развития.

И вот концепция Калторпа: если земли вдоль El Camino застроить жилыми зданиями в три–пять этажей, а на первых этажах разместить магазины и офисы, получится около 250 тысяч новых жилых пространств. Таким образом можно решить «квартирный вопрос» в Кремниевой долине и одновременно облагородить местность, сократив при этом выбросы парникового газа, потребление воды и потраченное впустую время множества людей.

Роттердам, Нидерланды. В историческом районе города поражает оригинальностью новое здание Market Hall. «Это пространство, где люди могут устраивать праздники и встречаться друг с другом», – поясняет архитектор Вини Маас. Многоквартирный дом построен в форме арки; под ней расположились рынок, бары и рестораны

На отрезках этой 70-километровой полосы дети смогут, как в прежние времена, добираться до школы, а их родители в магазин, пешком или на велосипеде. Для перемещения вдоль «полосы» будет приспособлен общественный транспорт, которому тоже отводится весьма важная роль: он должен быть доступным и быстрым. К слову, говорит Питер, выбор не в пользу легкорельсовой технологии – пока она слишком дорогая. Скоро появится кое-что получше.

Что же это? Беспилотные автомобили. Калторп уверен: если каждый получит доступ к беспилотникам, или если технологию начнут использовать сервисы такси вроде Uber и Lyft, ситуация лишь усугубится. И предлагает выделить полосы посередине El Camino только для беспилотных «маршруток». Они будут курсировать каждые несколько минут и делать редкие остановки – благодаря приложению, распределяющему пассажиров в зависимости от пункта назначения. Находясь на огороженных полосах, по задумке Питера, эти машины никого не собьют.

...В конце 1960-х Калторп учительствовал в школе в горах Санта-Круз. Находившаяся неподалеку долина, тогда еще не получившая название Кремниевой, тонула в смоге – автостраду, которая должна была разгрузить El Camino и шоссе Bayshore, еще строили. «В те времена долину просто не было видно, – вспоминает Питер. – И я понимал: что-то явно шло не так». Сегодня смога меньше, но с городами еще не все в порядке, и Калторп не теряет надежды исправить ситуацию.

Сингапур. Может ли город с небоскребами стать городом-садом? Правительство Сингапура субсидирует вертикальные сады вроде этого, пустившего корни на 191-метровом отеле Oasia. Спроектированное местной фирмой, здание охлаждается за счет 54 видов деревьев и цветущих вьющихся растений. Последние, в свою очередь, привлекают насекомых и птиц, а все это вместе – помогает успокаивать нервы горожан.

На ежегодной конференции «Объединения за новый урбанизм» в городе Саванна (штат Джорджия) главным докладчиком в прошлом году был Ян Гэл, специалист по городскому дизайну из Копенгагена. Яну уже за 80, десятки лет он вел наблюдения за поведением горожан в общественных местах, собирая данные о том, что стимулирует общественную жизнь, а что, напротив, выхолащивает, опустошает ее.

«Существует серьезное заблуждение насчет образа города будущего, – объяснял он мне за столиком в уличном кафе. – Каждый раз, когда архитекторы и дизайнеры пытаются изобразить нечто, они показывают мир, где никому и ни за что не захотелось бы оказаться».

Гэл открыл компьютер, чтобы показать мне сайт компании Ford – «Город завтрашнего дня». На картинке – небоскребы и утопающие в зелени бульвары. Попадались и люди, которые, правда, никак друг с другом не взаимодействовали. «Посмотрите, как здорово здесь гулять», – саркастически описывал картинку Ян.

Сингапур. Пышная тропическая флора выплескивается во внутренний двор, зелеными потоками обрушивается с террас здания киностудии Lucasfilm. Сингапур – островное государство с небольшой территорией, и приходится все тщательно планировать, чтобы не утратить связь с природой и культурой.

Новые урбанисты называют такой подход

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Сознание или интуиция: что сильнее? Сознание или интуиция: что сильнее?

Психологи уверены: не всегда стоит полагаться на шестое чувство

Psychologies
Мяу по-русски Мяу по-русски

Налаживая связь с человеком, кошки изменили тональность мяуканья

Популярная механика
Где заработать миллиард. Рейтинг отраслей экономики-2019 Где заработать миллиард. Рейтинг отраслей экономики-2019

В каких отраслях экономики наибольшая концентрация участников списка Forbes

Forbes
Мир окрысённый Мир окрысённый

Всюду, где живем мы, живут и крысы – благоденствуют в наших отходах

National Geographic
Спец расскажет… GearBest или AliExpress: в чем разница и что лучше? Спец расскажет… GearBest или AliExpress: в чем разница и что лучше?

В каком из китайских интернет-магазинов выгоднее и дешевле заказывать товары

CHIP
Токио пешком Токио пешком

Прогулка по оживленному мегаполису, в очередной раз обретающему новую жизнь

National Geographic
Сделано на Тайване Сделано на Тайване

Этот остров португальцы называли Формозой, то есть «прекрасным»

National Geographic Traveler
Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре

Правда и мифы о Юлии Цезаре

Вокруг света
Россия уступила только Китаю по числу эмигрировавших миллионеров Россия уступила только Китаю по числу эмигрировавших миллионеров

Число уехавших из России долларовых миллионеров за год выросло в два раза

Forbes
Сеть знает обо всем, что вы делали Сеть знает обо всем, что вы делали

Популярные социальные сети собирают данные о пользователях

CHIP
Как выбрать электрический гриль для дома: параметры, советы, лучшие модели Как выбрать электрический гриль для дома: параметры, советы, лучшие модели

Вам трудно отказаться от еды, приготовленной на гриле?

CHIP
Новое начало Новое начало

Разработка полноценной системы космического туризма

Популярная механика
Создать русский фолк: миссия выполнима? Отвечает «КоленкорЪ» Создать русский фолк: миссия выполнима? Отвечает «КоленкорЪ»

ЭтноПроект «КоленкорЪ» – музыкальное объединение на основе семейного дуэта

National Geographic
В Донбасс входит российское гражданство В Донбасс входит российское гражданство

Кремль подготовил план упрощенной выдачи паспортов жителям ДНР и ЛНР

РБК
Что будет, если отказаться от сладкого на 3 месяца (если ты на это способен, конечно) Что будет, если отказаться от сладкого на 3 месяца (если ты на это способен, конечно)

Сахар — это «фу», и мы все это знаем

Playboy
Когда деревья были большими Когда деревья были большими

Актёры, как тончайшие инструменты, одними из первых улавливают эпохальные сдвиги

Story
11 по-настоящему крошечных, но вполне обитаемых островов 11 по-настоящему крошечных, но вполне обитаемых островов

Рай для интровертов

Playboy
Араз и Эмин Агаларовы — о бизнесе в России, закрытых темах и остановленных проектах Араз и Эмин Агаларовы — о бизнесе в России, закрытых темах и остановленных проектах

Компании Crocus Group в этом году исполняется 30 лет

Forbes
Кроссовки дня: коллаборация Bodega и New Balance как попытка протеста против паразитирования на кроссовочной культуре Кроссовки дня: коллаборация Bodega и New Balance как попытка протеста против паразитирования на кроссовочной культуре

История совместного запуска New Balance и легендарного магазина Bodega

Esquire
В США опубликован доклад Мюллера о российском вмешательстве в выборы В США опубликован доклад Мюллера о российском вмешательстве в выборы

Документ включает итоги двухлетнего расследования о вмешательстве России

Forbes
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Для чего во Франкфурте-на-Майне восстановили средневековый облик центра города

Forbes
Посмертная выставка коллекции Георгия Генса открылась в Малаге Посмертная выставка коллекции Георгия Генса открылась в Малаге

Собрание Георгия Генса впервые выставлено заграницей в новом формате

Forbes
НОВАТЭК позвал китайцев на завод НОВАТЭК позвал китайцев на завод

Корпорации CNPC и CNOOC покупают 20% «Арктик СПГ-2»

РБК
13 пляжей Сочи претендуют на «Голубой флаг 2019» 13 пляжей Сочи претендуют на «Голубой флаг 2019»

Все больше пляжей Сочи претендуют на «Голубой флаг 2019»

National Geographic
Леди гибнут за металл Леди гибнут за металл

Главные героини «Игры престолов» рассказали о том, чего ждать от нового сезона

Vogue
33 года со дня смерти “мирного атома”: годовщина аварии на ЧАЭС 33 года со дня смерти “мирного атома”: годовщина аварии на ЧАЭС

Авария на Чернобыльской АЭС стала одной из самых страшных техногенных катастроф

Популярная механика
Кольца всевластия Кольца всевластия

Коллекция мужских колец Ива Гасту

The Rake
Из «Матросской тишины» в мансарду элитного ЖК. Почему Калви решили отпустить из СИЗО Из «Матросской тишины» в мансарду элитного ЖК. Почему Калви решили отпустить из СИЗО

СК решил освободить главу инвестфонда Baring Vostok Майкла Калви

Forbes
Пасьянс для двоих Пасьянс для двоих

Что стоит за результатами первого тура президентских выборов на Украине

Огонёк
Открыть в приложении