Цыгане во всех странах всегда были скитальцами и изгоями

National GeographicОбщество

Цыганское счастье

Цыгане во всех странах всегда были скитальцами и изгоями, такими остаются и сегодня. Джуги в Таджикистане не исключение.

Текст и фотографии: Марина Маковецкая

Сквозь туман пробивался золотисто-розовый рассвет: новый день обещал быть солнечным. Уже традиционный чай с лепешкой на завтрак – и в дорогу!

Водитель попутной машины, как положено, начал с расспросов.

– Что ты забыла в Абдулобаде? Знаешь хоть, кто там живет?

– Знаю, поэтому и еду. Хочу написать историю об этом народе.

– Историю?! – водитель резко дал по тормозам. – Нашла о ком писать! Пиши о нас, таджиках! Они ведь не таджики, они – джуги, цыгане, значит, по-вашему.

«Когда всевышний наделял людей их долей, – гласит одна из легенд, – цыгане спали сладким сном, а, проснувшись, поняли, что остались ни с чем.

– Как же нам быть? – обратились они к Богу.

– Ваша доля уже у других, идите, ищите и просите ее».

Каждое утро для женщин Абдулобада начинается одинаково – с многокилометрового похода по таджикским кишлакам. С заплечными сумками они идут добывать для своей семьи кусок хлеба – в самом прямом смысле слова.

Известный таджикский музыковед и этнолог Наим Хакимов считал, что «джуги» как раз и означает «ищущий человек». Но для самих цыган это слово обидное, точно так же, как и другой экзоним – люли. Сами себя представители этой этнографической группы среднеазиатских цыган называют мугатами.

Ученые сходятся во мнении, что корни древнего народа нужно искать в Индии. Но когда и почему предки цыган покинули те края, остается загадкой. По мнению завотделом этнографии Академии наук Республики Таджикистан Зухры Мадамиджановой, миграция люли в Среднюю Азию пришлась на первые века нашей эры, времена междоусобицы в Северной Индии. «Вероятнее всего, исход был из области расселения народов группы мунда, – считает российский этнограф Сергей Габбасов. От них цыганам достались рудименты образа жизни и менталитета охотников-собирателей. Через область Сват в Пакистане они попали в Афганистан, а оттуда – в районы Бухары, Самарканда и Гиссарской долины». Со временем пришельцы забыли свой язык и обычаи – родным стало то, что окружало их на новой земле. Джуги говорят на таджикском языке, исповедуют ислам. Частично их кровь смешалась с таджикской кровью, и в документах в графе «национальность» они нередко пишут «таджик».

В Абдулобад пришла беда – прямо на улицы сошел селевой поток. И взрослые, и дети сообща ликвидируют последствия – расчищают кишлак от камней и грязи.

Несмотря на ранний час, жизнь в центре кишлака Абдулобад уже кипит. Рядом с главной достопримечательностью – крошечным магазином, который здесь называют «супермаркетом», одна за другой останавливаются газели и легковушки, чтобы забрать стоящих вдоль дороги людей с большими сумками. В основном это женщины и дети. Они едут в другие кишлаки, районный центр Вахдат или даже в столицу просить милостыню: деньги, хлеб, продукты. Называется это «поехать на работу». Чуть в стороне на корточках сидят мужчины – это местный рынок труда, очень дешевый. Местные быстро находят здесь рабочих для строительства или ремонта домов, прополки огородов. Оплата – раза в два ниже, чем этническим таджикам. Но все довольны: никто и никогда не предложит хорошую работу за хорошие деньги мугату.

Вообще, работающий мужчина здесь, скорее, исключение, чем правило: по традиции у джуги добытчица – женщина. Говорят, раньше на свадьбе невеста клялась содержать семью до последнего вздоха. Наверное, поэтому цыганки наделены большей свободой, чем другие женщины в таджикских кишлаках, – например, могут сидеть за общим столом с мужчинами и не закрывать лицо платком от чужих взглядов.

Попрошайничество не единственный способ существования жителей Абдулобада. Разведение быков неплохо кормит очень многие семьи. Теленок (обычно их в хозяйстве от трех до пяти) – как денежный вклад, который обрастет процентами через год-полтора, если его хорошо кормить и не позволять гулять. Жители соседних кишлаков уверены, что те куски лепешек, что складывают попрошайки в свои походные сумки, и есть корм для скота, но я видела, что это не так: добытый хлеб мугаты съедают сами.

К восьми часам последнее такси покидает Абдулобад, но его главная улица снова заполняется людьми. Девушки и дети с ведрами, канистрами и чайниками рассаживаются возле торчащей из земли небольшой трубы. Это очередь за чистой водой. Два раза в сутки тут разыгрываются баталии. Еще бы – на 1300 жителей всего час подачи воды! Для тех, кто не хочет толкаться в очереди, в километре отсюда имеется альтернативный вариант – маленькая заводь местной речки. Бытового и пищевого мусора в воде столько, что он, покрыв толстым слоем всю поверхность, вот-вот выплеснется через небольшую дамбу. Удивительно, но именно эту воду многие абдулобадцы называют «сладкой», чистую же подземную – «соленой». Выпив однажды предложенный чай, который, как оказалось был заварен на «сладкой» воде, я в дальнейшем всегда вежливо отказывалась от подобных предложений. От жажды меня спасала запасливая Биби – в ее термосе для меня всегда был чай или кипяток.

Какой таджик не любит плов? Для мугатов это тоже блюдо номер один. По праздникам в нем обязательно будет мясо. А готовит плов для больших торжеств обычно приглашенный повар.

Биби, жизнерадостная таджичка из Иски-Гусара, что в паре километров от Абдулобада, начала свой торговый бизнес у джуги 15 лет назад. Однажды, не продав продукты на районном рынке, Биби рискнула заглянуть в Абдулобад. Дело шло к вечеру – народу на улице много. Расстелив на земле газету-прилавок, разложила виноград, хурму, сигареты и пиво. Мугаты приняли чужую спокойно, присаживаясь рядом на обочине и подолгу разглядывая ее белое лицо. Торговля получилась бойкой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Скромное обаяние рабства Скромное обаяние рабства

Рабство куда более сложное явление, чем можно подумать

Maxim
Бобровая струя как клубничный ароматизатор: правда или миф Бобровая струя как клубничный ароматизатор: правда или миф

Как пахнет у бобра под хвостом – ванилью или клубникой?

National Geographic
День учителя День учителя

Алексей Учитель о фото с Натальей Поклонской и о страхе встретить Милонова

Esquire
Алексей Учитель Алексей Учитель

Интервью с режиссером самого скандального фильма этого года «Матильда»

L’Officiel
Красная книга улицы Мира Красная книга улицы Мира

Рассказ о том, как сохранить всех людей на земле

СНОБ
Рожденный всплывать Рожденный всплывать

Чарльз Лайтоллер – почти мифический мореплаватель и искатель приключений

Maxim
Так ли опасен Darknet? Так ли опасен Darknet?

Даркнет стал восприниматься как неконтролируемое место торговли наркотиками

CHIP
С двойной нагрузкой: как облегчить работу организма во время беременности С двойной нагрузкой: как облегчить работу организма во время беременности

Как помочь организму благополучно справиться с возросшей нагрузкой

9 месяцев
Можно моложе Можно моложе

Что такое контурная пластика и как она работает

Домашний Очаг
Новый ум короля Новый ум короля

Как создаются лучшие системы машинного обучения в мире

Популярная механика
Раздел собственности Раздел собственности

Как устроен каршеринг в России

Quattroruote
Время Ч Время Ч

Интервью Вадима Верника с Чулпан Хаматовой

GALA Биография
Политика — зашквар Политика — зашквар

Могут ли видеоблогеры изменить страну и мир

Русский репортер
Зрелость VS Молодость. Кто кого? Зрелость VS Молодость. Кто кого?

Оставаться молодой в душе – это прекрасно! Но ведь еще лучше, когда на твою фигуру, походку по-прежнему обращают внимание независимо от возраста. На первый взгляд, это не так-то просто, даже кажется, что и пытаться не стоит: время все равно возьмет свое. На самом деле многое зависит от вашего внутреннего настроя и правильных привычек.

Psychologies
В корне верно В корне верно

Егор Корешков о ролях и женской мудрости

Cosmopolitan
Мы наш, мы новый мир построим Мы наш, мы новый мир построим

Как развивается крупнейшая империя коммерческой недвижимости в России

Forbes
Обучение по-китайски Обучение по-китайски

Где лучше обучаться восточным практикам – на Западе или на их родине, в Китае? Специалист по китайской медицине Анна Владимирова много путешествовала по странам Юго-Восточной Азии, изучая практики цигуна. Она делится впечатлениями, как происходит обучение у восточных мастеров.

Psychologies
Ума потолок Ума потолок

Человечество становится глупее, потому что «стареет»

Огонёк
Ford GT Ford GT

Это купе стало гипертехнологичным, и теперь нет никаких пределов его амбициям

Quattroruote
Атака зомби Атака зомби

Язык, как заметил один профессор, — дом бытия

СНОБ
Coverstory Coverstory

Из богемной кинодивы — в идола поколения хайп

SNC
Все на митинг Все на митинг

Революционные лозунги украшают футболки и даже платья

Vogue
Бесконечная победоносная война Бесконечная победоносная война

Российская военная компания в Сирии преследовала две важнейшие цели

СНОБ
10 хитростей, чтобы взбодриться осенью 10 хитростей, чтобы взбодриться осенью

Меньше тепла и солнца, больше стресса. Осенью падает не только температура и листья с деревьев, но и наш жизненный тонус. Журналист и писатель Изабель Артюс делится способами, как не дать ему снизиться до нулевой отметки.

Psychologies
Кристофер Нолан Кристофер Нолан

О съемках «Дюнкерка», игре в загадки со зрителем и долге каждого режиссера

Playboy
Бег с препятствиями Бег с препятствиями

Райан Гослинг о новом фильме и старой жизни

Glamour
Робби Уильямс Робби Уильямс

Интервью о странностях райдера, мечтах и вдохновении от российского турне

Playboy
Недетский выбор Недетский выбор

Какое детское кресло самое правильное?

АвтоМир
Что же будет с Родиной и с нами Что же будет с Родиной и с нами

Пять главных вопросов нового политического сезона

Русский репортер
«Больше не верю в институт брака» «Больше не верю в институт брака»

Александр Самойленко о взглядах на семейную жизнь, воспитании сыновей и внучки

Добрые советы
Открыть в приложении