Зеленая революция в сфере транспорта уже началась

National GeographicАвто

Будущее за электричеством

Зеленая революция в сфере транспорта уже началась. Современные электромобили пользуются все большим спросом, а вскоре в небе появятся и самолеты, летающие благодаря электричеству.

Текст: Крейг Уэлч

Автопроизводители добились огромных успехов в разработке экологичных транспортных средств. Всего через месяц после того, как Ford представил электрическую версию своего популярного пикапа F-150, на модель поступило более 100 тысяч предварительных заказов. Базовая цена в США – 40 тысяч долларов, что примерно на 10 тысяч выше, чем у его бензинового прототипа. Ford заверяет, что техобслуживание электромобиля будет обходиться намного дешевле.

По земле. Ставка на электромобили

На сборочном заводе Volkswagen в Чаттануге, штат Теннесси, корпуса автомобилей проплывают на конвейере высоко над бетонным полом. Каждые 73 секунды один из корпусов опускается на ходовую часть и вскоре снова взмывает вверх, уже в виде целой машины. 3800 рабочих и полторы тысячи роботов весь день движутся в этом прерывистом ритме на пространстве площадью в 320 тысяч квадратных метров: собирают Volkswagen Passat, один из самых узнаваемых автомобилей, работающих на бензине. В час с конвейера сходит 45 машин, за смену – 337.

У места, где сейчас располагается завод, сложная история: во время Второй мировой войны и потом еще три десятилетия компания, работавшая на Министерство обороны, производила здесь тротил. При изготовлении применяли азотную и серную кислоту, всю продукцию свою хранили в бетонных бункерах, возведенных в лесах неподалеку. Вред от токсичных выбросов с завода можно было наблюдать, что называется, своими глазами: на много километров вокруг вяли петунии и желтели иголки у сосен. Когда-то Чаттануг считался городом с самым грязным в США воздухом, но с тех пор все изменилось. Сегодня на бывшем военном заводе автомобильная компания, чье прошлое тоже не назовешь кристально чистым (Volkswagen семь лет фальсифицировал показатели выбросов своих машин) работает над тем, чтобы сделать транспортную систему страны более экологичной.

Электрический ID.3 после сборки поднимают на отведенный ему этаж башенного хранилища. Концерн Volkswagen, сильно пострадавший от скандала с фальсификацией данных о выбросах, сегодня планирует потратить более 40 миллиардов долларов на разработку 70 новых моделей с электрическим двигателем. Одна из этих моделей – ID.4, которую будут собирать для американских покупателей на заводе в Чаттануге, штат Теннесси.

Вскоре этот завод начнет выпускать первые в США электрические Volkswagen. В 2022 году на уже существующем конвейере начнется массовое производство компактного внедорожника ID.4. Таким образом, здесь будут собирать автомобили как с электрическими, так и с бензиновыми двигателями. Весной, когда я приехал на завод, процесс переоборудования был в самом разгаре. Группа специалистов по логистике провела для меня экскурсию по предприятию: они рассказали о многочисленных изменениях, которые Volkswagen внес в свое производство.

Электромобиль устроен проще, чем его собрат, работающий на бензине: нет ни топливного бака, ни поршня, ни свечей зажигания – и выхлопная труба тоже отсутствует. «Суть в том, что здесь меньше деталей!» – старается перекричать заводской шум и грохот Крис Рехриг, инженер, отвечающий за работу конвейера.

Volkswagen, как и вся автомобильная промышленность в целом, начинает стремительно отказываться от технологии, которая сделала компанию одной из самых богатых в мире – от двигателя внутреннего сгорания, выбрасывающего углекислый газ.

В наши дни все больше людей и правительств требуют принять немедленные меры в борьбе с глобальным изменением климата. Машины, как легковые, так и грузовые, преображаются. И это самое значительное их преображение со времен изобретения автомобиля, которое случилось, как известно, уже больше 100 лет назад. И небольшие компании-стартапы, и флагманы промышленности (которые еще недавно ни о чем таком даже и не помышляли) сражаются за то, чтобы застолбить себе хорошее местечко на рынке транспортных средств без выхлопной трубы. Эра электромобилей наступила стремительно.

Между тем, если сопоставлять этот процесс с темпами климатических изменений, то нужно признать: переход от бензиновых двигателей к электрическим по-прежнему от них отстает. Мировые температурные рекорды случаются один за другим, загрязнение атмосферы парниковыми газами идет полным ходом. Итог: засухи и лесные пожары от Арктики до Австралии, таяние ледников и повышение уровня Мирового океана. По мнению Межправительственной группы экспертов по изменению климата, мир должен свести уровень выбросов углекислого газа до нуля к 2050 году, а лучше намного раньше: иначе миллионам людей будет грозить опасность. Известно, что почти четверть выбросов в общемировом масштабе производит транспорт. Способны ли мы быстро отказаться от своих привычных машин, работающих на бензине?

НЕ ПРИХОДИТСЯ СОМНЕВАТЬСЯ в том, что на наших глазах происходит настоящая революция. Еще в 1990-е General Motors представила свой электромобиль, произвела менее 1200 экземпляров, а потом отозвала их из продажи. Сегодня все совсем иначе. В прошлом году количество полностью электрических автомобилей и гибридов с подзарядкой от электросети возросло почти вдвое, несмотря даже на то, что общий объем продаж машин упал на 16 процентов. Ассортимент моделей, которые можно купить в разных странах мира, вырос на 40 процентов и составил примерно 370 единиц. Уже сейчас существуют электрические автомобили Mini Cooper, Porsche, мотоциклы Harley-Davidson.

По всему миру, от Калифорнии до Китая и от Японии до Великобритании, власти заявляют о планах запретить продажу новых пассажирских автомобилей, работающих только на бензине или дизеле, в 2035 году или ранее. Автогиганты от Volvo до Jaguar сообщают о том, что через 15 лет свернут производство поршневых двигателей. По утверждению Ford, через пять лет все его легковые автомобили в Европе будут либо электрическими, либо гибридными, а к 2030 году – исключительно электрическими. General Motors планирует стать углеродно-нейтральной компанией не позже, чем к 2040 году.

Частный финансовый сектор США и инвесторы ставят по-крупному. В прошлом году компания Tesla, на долю которой в 2020-м пришлось почти 80 процентов продаж электромобилей в США, стоила больше, чем нефтяные гиганты ExxonMobil, Chevron, Shell и BP, вместе взятые. Продолжают возникать новые предприятия, занимающиеся производством электромобилей, в том числе грузовых: Bollinger, Faraday Future, Nio, Byton; а уже существующие закаляются в конкурентной борьбе. В Китае, где производится более 40 процентов всех подзаряжаемых машин мира, один электрический микроавтомобиль с двумя дверцами (развивающий скорость до 100 километров в час и стоящий от шести тысяч долларов) обгоняет по количеству продаж продукцию Tesla.

Дни малотоннажных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, похоже, и в самом деле сочтены.

«Электрификация транспорта – наше будущее. Я полагаю, что дороги назад уже нет», – говорит Кристин Дзичек, экономист из Центра автомобильных исследований (Мичиган).

Байкеры на почти бесшумных электрических мотоциклах едут по каньону неподалеку от Малибу, Калифорния. Эта прогулка была организована Харланом Флаггом, владельцем магазина электромотоциклов Hollywood Electrics, который продвигает свой товар, демонстрируя, насколько приятнее ездить на тихих и чистых электрических мотоциклах, чем на грохочущих бензиновых.

Как же все это случилось с нами?

Еще до того, как более двух десятилетий назад Toyota успешно запустила в массовое производство гибридный автомобиль Prius, некоторые государства, озабоченные проблемой глобального потепления, начали ужесточать нормы выбросов. Такие страны, как Норвегия (где около половины новых машин, появившихся на дорогах в 2020 году, ездили исключительно на электричестве), стали предлагать налоговые льготы за использование электромобилей. Власти китайских городов, таких, где остро стоит проблема загазованности воздуха, упростили и удешевили процедуру регистрации электромобилей по сравнению с традиционными машинами. Правительство США предложило потребителям до семи с половиной тысяч долларов скидки, в том случае, если вы приобретаете полностью электрический или гибридный автомобиль. А еще государство вложило немалые деньги в исследования, которые напрямую связаны с усовершенствованием аккумуляторов. Например, в 2009 году компания Tesla получила от Министерства энергетики заем почти в 465 миллиона долларов на ускорение производства электрических седанов.

За десять лет стоимость аккумуляторов упала на 89 процентов, а Tesla продала 1,5 миллиона электромобилей.

Но мы еще только в начале долгого пути.

На сегодняшний день в мире было продано около 12 миллионов легковых и грузовых автомобилей с электродвигателями, почти 90 процентов из них – всего в трех регионах (Китай, Европа, США). Однако по дорогам Земли еще ездят 1,5 миллиарда «пожирателей бензина», а общее количество пассажирских автомобилей всех типов может в ближайшие 30 лет вырасти еще на миллиард, поскольку уровень дохода граждан в развивающихся странах повышается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вышедшие из воды Вышедшие из воды

Исторические связи Дании с побережьем – секрет благополучия страны

National Geographic
Женская сексуальность: как развить и проявлять Женская сексуальность: как развить и проявлять

Женская сексуальность — это не внешняя красота и не размер груди

Psychologies
Горе без ума Горе без ума

Ученые вплотную приблизились к ответу на вопрос, существуют ли гены гениальности

Вокруг света
«Чайник» за рулем. Как решить проблему аварий с участием неопытных водителей «Чайник» за рулем. Как решить проблему аварий с участием неопытных водителей

В России, как известно, две беды, и часто они приходят парой

СНОБ
Горящая точка Горящая точка

Жители деревни Лисин начинают рабочий день, спускаясь в кратер активного вулкана

Вокруг света
Открытие сезона Открытие сезона

Зарина Догузова, руководитель Ростуризма, посетила с рабочим визитом Кузбасс

Отдых в России
Исчезнувшая река Парижа Исчезнувшая река Парижа

Постепенно участки исторического русла Бьевра возвращают из заточения

National Geographic
Влияние глобального потепления на окраску зайцев-беляков Влияние глобального потепления на окраску зайцев-беляков

Давайте разбираться, как заяц-беляк переносит зиму в условиях изменения климата

Популярная механика
Зеленая авиация. Когда? Зеленая авиация. Когда?

Создание авиалайнеров с нулевым уровнем выбросов – задача очень непростая

National Geographic
Как Как

Где "Секс в большом городе" оставил самые заметные следы

Esquire
Два века путешествий Два века путешествий

Русское географическое общество и его архив – собрание редчайших документов

Вокруг света
Антрополог Кристен Годси о том, как капитализм стал главным врагом рождаемости Антрополог Кристен Годси о том, как капитализм стал главным врагом рождаемости

Как отсутствие социалистического наследия вычеркивает женщин из экономики

Forbes
Тает на глазах Тает на глазах

Изменения численности пингвинов – сигнал, что экосистема нарушена

National Geographic
AMD или Intel: чьи процессоры лучше AMD или Intel: чьи процессоры лучше

Разбираем самые сильные и слабые стороны процессоров Intel и AMD

CHIP
Гонка продолжается Гонка продолжается

Что чувствует собака, не добежавшая в гонке до финиша?

National Geographic
Как ресторатор Антон Пинский за 5 лет стал главным партнером Аркадия Новикова Как ресторатор Антон Пинский за 5 лет стал главным партнером Аркадия Новикова

Ресторатор Антон Пинский — как он заработал первые деньги на клубном бизнесе

Forbes
Как модель для сборки Как модель для сборки

Шварцвальд: времена меняются, но не все в мире спешит меняться вместе с ними

Вокруг света
Гармония в несовершенстве Гармония в несовершенстве

Неидеальные отношения – залог счастливого брака

Лиза
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
6 неожиданных способов лечения простуды 6 неожиданных способов лечения простуды

Исцеляющая подборка народных методов лечения допеницеллиновой эры

Maxim
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Спать пора, уснул тенрек: кто еще впал в спячку в Московском зоопарке Спать пора, уснул тенрек: кто еще впал в спячку в Московском зоопарке

Тенрек и другие обитатели Московского зоопарка впали в спячку

National Geographic
Грандиозный маршурт Грандиозный маршурт

Когда-то здесь ходили набатеи и римляне, а теперь – любители активного отдыха

National Geographic
Страшные мысли наших детей: можем ли мы помочь? Страшные мысли наших детей: можем ли мы помочь?

Душевное состояние детей и подростков вызывает серьезнейшие опасения

Psychologies
Несгибаемая боярыня Несгибаемая боярыня

Боярыня Морозова пыталась бороться с церковной реформой

Дилетант
Анатолий Зверев: вечная любовь Анатолий Зверев: вечная любовь

Анатолия Зверева любят многие и по-разному

СНОБ
Археологи впервые нашли в Британии останки распятого римлянами человека Археологи впервые нашли в Британии останки распятого римлянами человека

Археологи раскопали недалеко от Кембриджа римское поселение и пять некрополей

N+1
Чем заняться в Карелии зимой? Чем заняться в Карелии зимой?

Забудьте про дедлайны в чаще леса и позвольте себе проснуться на берегу Ладоги

National Geographic
В Китае обнаружены древнейшие статуэтки Будды В Китае обнаружены древнейшие статуэтки Будды

Специалисты рассказали о результатах раскопок на северо-западе Китая

National Geographic
Избегайте этих 5 фраз, когда просите о повышении зарплаты, — эксперт по переговорам Избегайте этих 5 фраз, когда просите о повышении зарплаты, — эксперт по переговорам

Начать разговор о повышении зарплаты часто бывает очень сложно

Inc.
Открыть в приложении