Гладиаторы были не совсем такими, какими их показывают в кино

National GeographicИстория

Бойцовский клуб

Гладиаторы были не совсем такими, какими их показывают в кино. Да и бились они, как правило, не на смерть, а чтобы устроить классное шоу.

Текст: Эндрю Карри. Фотографии: Реми Бенали

Арль, Франция. Реконструкторы, изображающие гладиаторов, сражаются в пыли веков на римской арене, построенной 1900 лет назад. Такие бои помогают исследователям лучше понять этот древний кровавый спорт, веками привлекавший внимание римлян.

Глава I: Арль, Франция

В туннеле под римским амфитеатром в Арле темно и прохладно – большое облегчение после обжигающего средиземноморского солнца, раскалившего и посыпанную соломой арену, и каменные трибуны.

Но в шлеме, который я только что надел, душно. Эта копия шлема, который защищал голову римского гладиатора, вся во вмятинах и царапинах, весит около шести килограммов.

Хотя глаза мои прикрыты решетчатым забралом, я могу рассмотреть двух разминающихся мужчин в набедренных повязках. Один из них позвякивает металлическими наручами; в руке, облаченной в кожаную перчатку, зажат короткий кривой меч. Его партнер поднимает свой меч и спрашивает, не хочу ли я, чтобы он ударил меня им по голове, – показать, насколько крепок шлем.

Я пожимаю плечами. На что только не пойдешь ради хорошей статьи! Тут в разговор вмешивается тренер, загорелый жилистый француз Брис Лопез: «У него нет нужной мускулатуры. Ты ему шею сломаешь».

Лопез, бывший офицер французской полиции и тренер по боевым искусствам, знает, что такое настоящий бой. 27 лет назад он увлекся древними боевыми техниками. Заказав себе точные копии гладиаторского снаряжения и оружия, Брис не один год размышлял над тем, как все это могли использовать в схватке не на жизнь, а на смерть, вроде тех, что показывают в фильмах и книгах о гладиаторах.

Но чем больше Лопез изучал эти доспехи и оружие, тем меньше ему верилось в смертельные схватки. Многие гладиаторы, оснащенные щитами, поножами и наручами, а также массивными шлемами, выходили на арену защищенными ничуть не хуже, чем римские солдаты – на поле боя. А вот их мечи были, как правило, около 30 сантиметров в длину – чуть больше поварского ножа. «Зачем, – спрашивает Лопез, – тащить на себе 20 килограммов защитного снаряжения, отправляясь на поножовщину?».

Его вывод таков: гладиаторы не стремились во что бы то ни было убить друг друга – напротив, цель была оставить противника в живых. Они проводили много лет, обучаясь искусству устраивать убедительно выглядящие бои, которые в большинстве своем не кончались ничьей смертью. Это настоящее соревнование, но не полноценный бой, – объясняет Лопез, который сегодня возглавляет труппу ACTA, изучающую и воссоздающую выступления гладиаторов. – Хореографической постановки тут нет, но есть общее понимание: мы не противники, мы партнеры. И нам вместе надо сделать все возможное, чтобы устроить отличное шоу».

Амфитеатр в тунисском Эль-Джеме, построенный в 238 году н. э. по образцу римского Колизея, в свое время был третьим по величине строением Римской империи. Для 35 тысяч зрителей, заполнявших трибуны, гладиаторские бои были главной приманкой.

За последние 20 лет археологи совершили ряд находок, которые подтверждают некоторые из догадок Лопеза относительно гладиаторских боев и ставят под сомнение принятую в массовой культуре точку зрения на эти древние представления. Среди гладиаторов, действительно, были преступники или военнопленные, приговоренные к участию в боях, но для большинства это была просто работа. Это были боксеры, участники боев без правил или регбисты своего времени. У кого-то были семьи, и домочадцы по вечерам ждали бойцов домой.

Работа гладиатора могла приносить неплохой доход, и порой эту карьеру выбирали осознанно, как свидетельствуют письменные источники. Благодаря доблести, проявленной на арене, гладиатор мог стать любимцем публики, а узник – обрести свободу. Но, пожалуй, самое удивительное открытие: абсолютное большинство боев не оканчивалось смертью. Из десяти гладиаторов, выходивших на арену, по некоторым оценкам, выживали девять.

Захар Никматулин увлекся гладиаторами после того, как посмотрел фильм «Спартак», снятый в 1960 году. Чтобы набить этот сюжет у него на спине, тату-мастеру Александру Косачу потребовалось 25 часов.

Глава II: Помпеи, Италия

Гладиаторские бои пользовались у римлян огромной популярностью на протяжении шести веков. Сражения были излюбленной темой художников, гладиаторов изображали на мозаиках, фресках, мраморных рельефах и бронзовых орнаментах, стеклянной и глиняной посуде, которые находят на всей территории римского мира.

Сегодня, благодаря бесчисленным и часто неточным изображениям в кино и литературе, гладиаторские бои стали одним из самых известных – и неверно трактуемых – элементов римской культуры. А произошло это потому, что римские авторы отводили на удивление мало места описанию подробностей гладиаторских игр – очевидно просто потому, что были слишком хорошо с ними знакомы. (Как часто вы рассказываете в письмах друзьям, из скольких игроков состоит футбольная команда?)

Как нередко бывает в деле изучения Древнего Рима, некоторые из отлично сохранившихся свидетельств о жизни гладиаторов и гладиаторских боях были найдены в Помпеях, к югу от современного Неаполя. В 79 году н. э. этот процветающий город, как известно, был внезапно погребен под вулканическим пеплом.

Гладиаторы, окруженные музыкантами и восторженной публикой, сражаются под наблюдением судьи с жезлом в руках. Эта сцена, вырезанная в I веке н. э. на драгоценном камне размером с ноготь, передает атмосферу древних игр. Античное собрание, государственные музеи Берлина

Сегодня, прогуливаясь по превосходно сохранившимся улицам Помпей, напоминания о гладиаторских играх видишь повсюду. В восточной части города расположен вмещающий 22 тысячи зрителей амфитеатр, с верхних рядов которого видна грозная громада Везувия. Поблекшие объявления на стенах в центре города зазывают на предстоящие бои. В мозаиках и фресках запечатлены самые интересные моменты прошедших игр.

В 1766 году во время первых раскопок в Помпеях обнаружили целую груду гладиаторского обмундирования. Находка была сделана на окраине города, где бойцам отвели место для жилья и тренировок, после того как землетрясение повредило здание местной школы.

«Это были крутые рок-звезды», – улыбается Кэтрин Уэлч, историк искусства из Нью-Йоркского университета. Взять, например, фракийца Целада, новичка, едва прибывшего в Помпеи и сразу же одержавшего три победы. В одной из надписей на колоннах его называют «отрадой и мечтой девушек», а про его соотечественника Кресцента, сражавшегося с помощью трезубца, сказано, что он «сетью своей улавливает девушек по ночам».

Даже после трех столетий раскопок в Помпеях то и дело находят что-то новое. В 2019 году археологи, работающие на северной стороне города, обнаружили на стене небольшой таверны фреску, изображающую двух гладиаторов. Кровавые раны на телах обоих дают понять, что бой был нелегким. Но проигравшего видно сразу: у него льется кровь из глубокой раны на обнаженной груди, он корчится от боли, уронил свой щит и поднял указательный палец. Этот жест – античный эквивалент удара ладонью по полу в современных единоборствах, способ сказать: «Сдаюсь!».

Специалисты спорят о том, в самом ли деле у римлян было принято требовать смерти проигравшего, опуская большие пальцы вниз, как показано на картине, написанной в 1872 году (справа), или это вымысел. Фреска из Помпей (вверху) свидетельствует: раненые гладиаторы показывали, что сдаются, подняв вверх указательный палец. После этого организаторы игр решали, сохранять ли им жизнь. «Pollice Verso», Жан-Леон Жером, Ian Dagnall Computing/Alamy Stock (справа); Помпейский археологический парк, Италия (вверху)

Другие изображения, созданные в самых разных уголках римского мира, заставляют предположить, что в помещениях под ареной, а может быть, и одновременно с гладиаторами на арене находилась пестрая компания помощников и прихлебателей. Музыканты разогревали публику, пока гладиаторы занимали свои места, и, возможно, продолжали играть во время боя, придавая особый драматизм происходящему. Шлемы и оружие вносила на арену торжественная процессия во главе с мунерарием – организатором игр.

Важнейшую роль играли судьи, следившие за строгим соблюдением правил. На одном рисунке на горшке, найденном в Нидерландах, показано, как судья поднимает свой жезл, останавливая бой, а помощник торопится поднести одному из сражающихся запасной меч. «Потеря оружия не означала, что ты проиграл бой, – рассказывает Ален Жено, сотрудник Археологического музея Арля, и уточняет: – Если гладиаторские бои – спортивное состязание, то у них не может не быть правил».

Что еще важнее, надписи, извещающие о «боях без пощады», то есть обязательно заканчивающихся чьей-то смертью, и о «боях с острым оружием», дают понять, что такие опасные для жизни поединки были достаточно редким явлением – редким настолько, чтобы удостоиться особого упоминания.

И, как во всяком популярном виде спорта, болельщикам была доступна обширная статистика, которую можно было изучать. По всему римскому миру счет побед, поражений и ничьих гладиаторов выцарапывали на стенах и выбивали на надгробных камнях. Результатов многих схваток мы никогда не узнаем. Но несложно представить, например, как тряслись поджилки у Валерия – гладиатора, одержавшего, если верить надписи на стене в Помпеях, победу в 25 поединках, когда он выходил на арену против Вириата, за плечами которого было 150 успешных боев.

Гладиаторские игры были не просто развлечением. Из письменных источников нам известно, что, храбро сражаясь (и порой умирая), гладиаторы укрепляли римлян в их представлениях о доблести. (Кроме, конечно, ретиария – гладиатора с сетью, который из-за своих коварных приемов – в частности, он мог бросать издалека трезубец – был общепризнанным антигероем арены.) «Вот гладиаторы, они — преступники или варвары, но как переносят они удары! – писал Цицерон около 50 года до н. э. – Когда приговоренные преступники сражаются на мечах, это лучший урок мужества против боли и смерти».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Малый не дурак Малый не дурак

Долой нелепые стереотипы: страус умеет за себя постоять в этом опасном мире

National Geographic
Где и как правильно выбирать продукты: 5 советов от эксперта по питанию Где и как правильно выбирать продукты: 5 советов от эксперта по питанию

Майкл Поллан раскрывает секреты здоровой еды от прабабушки

Reminder
Тайны китов Тайны китов

У сообществ китов и дельфинов имеются диалекты, пищевые пристрастия и повадки

National Geographic
История одной песни: «Sympathy for the Devil» Rolling Stones, 1968 История одной песни: «Sympathy for the Devil» Rolling Stones, 1968

Как возникла самая знаменитая песня о Сатане

Maxim
Глобальный Рейх Глобальный Рейх

Что, если бы страны «оси» победили во Второй мировой войне

Naked Science
Новая жизнь за партой Новая жизнь за партой

Рынок дополнительного образования для взрослых переживает подъем

Эксперт
«Мне не в чем оправдываться» «Мне не в чем оправдываться»

26 декабря 2020 года в возрасте 98 лет ушёл из жизни Джордж Блейк

Дилетант
Средневековая мода на длинноносые башмаки стала причиной бурсита Средневековая мода на длинноносые башмаки стала причиной бурсита

Мода на пулены привела к проблемам со ступнями у средневековых людей

N+1
Эпоха тюрок. Печенеги Эпоха тюрок. Печенеги

С IX века хозяевами Великой степи становятся тюркоязычные народы

Дилетант
10 правил: как похудеть незаметно 10 правил: как похудеть незаметно

Можно ли похудеть незаметно для себя?

Здоровье
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
ATLAS измерил поляризацию одиночных топ-кварков и антикварков ATLAS измерил поляризацию одиночных топ-кварков и антикварков

Физики провели на Большом андронном коллайдере эксперимент над кварками

N+1
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
Вышли из себя: Канье Уэст, Алексей Панин, Аманда Байнс — звезды, сошедшие с ума Вышли из себя: Канье Уэст, Алексей Панин, Аманда Байнс — звезды, сошедшие с ума

Этих ребят стоит обходить по кривой дуге

Cosmopolitan
Распилить все поровну Распилить все поровну

Мадагаскар – одна из беднейших стран в мире

Вокруг света
5 способов совсем отказаться от сладкого: советует врач 5 способов совсем отказаться от сладкого: советует врач

В сильной тяге к сладкому есть свои причины

Cosmopolitan
«Убойный завод» начала нэпа «Убойный завод» начала нэпа

Василий Комаров - убийца, жертвами которого стали более 30 человек

Дилетант
Кто стоит за взлетом и падением онлайн-кинотеатра TVzavr и кому он может продаться за долги Кто стоит за взлетом и падением онлайн-кинотеатра TVzavr и кому он может продаться за долги

Кто на протяжении десяти лет стоял за TVzavr

Forbes
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Елена Лашкова Елена Лашкова

Елена Лашкова — королева петербургской стройки

Собака.ru
Загадки исчезнувшей цивилизации Загадки исчезнувшей цивилизации

800 лет назад на месте современного Татарстана располагалась Волжская Булгария

Дилетант
Ни слова про Арбузы: путешествие в Астрахань Ни слова про Арбузы: путешествие в Астрахань

В Астрахань хорошо приезжать на несколько дней, чтобы увидеть все чудеса света

Seasons of life
Северная доставка Северная доставка

Как компания из Архангельска стала крупнейшим игроком на рынке фудтеха

Forbes
«Я не телепат, дорогая!»: почему мужчины не догадываются, чего мы от них ждем «Я не телепат, дорогая!»: почему мужчины не догадываются, чего мы от них ждем

Как мужчины пытаются угадать, что нам нужно, м как у них это не получается

Cosmopolitan
Возвращение Чемберлена из Мюнхена Возвращение Чемберлена из Мюнхена

Аэродром Хестон, Лондон. 30 сентября 1938 года

Дилетант
«Покажи бабочку!»: сплав по реке в Горном Алтае глазами новичка «Покажи бабочку!»: сплав по реке в Горном Алтае глазами новичка

Впечатления о первом опыте рафтинга на Катуни: мокрые кроссовки и адреналин

Playboy
Мясо за доллары Мясо за доллары

Документы из коллекции генерал-полковника Дмитрия Волкогонова

Дилетант
Любовные страсти звезд сериала «Спасатели Малибу»: Памелы Андерсон и других Любовные страсти звезд сериала «Спасатели Малибу»: Памелы Андерсон и других

Кому звезды сериала «Спасатели Малибу» отдали свои сердца

Cosmopolitan
Мобильный офис Мобильный офис

Как выпускница физфака построила мебельную компанию в России

Forbes
Жарим правильно: 5 правил идеального сочного стейка своими руками от шеф-повара Жарим правильно: 5 правил идеального сочного стейка своими руками от шеф-повара

Советы от шефа и тот самый рецепт, который может стать твоим фирменным

Playboy
Открыть в приложении