«Я не была готова к тому, что увидела»
Душераздирающий снимок. Нависшая со всех сторон угроза. Крик вселенского отчаяния. Но National Geographic не следовало так однозначно обвинять изменения климата в смерти этого медведя

Климатические изменения убивают медленно и как бы чужими руками. Связь между изменениями климата и смертью конкретного животного редко бывает очевидной – даже когда зверь истощен, как этот белый медведь.
Мы с фотографом Полом Никленом должны были сделать снимки, которые показали бы, насколько важна проблема изменений климата. Зафиксировать их влияние на природу нелегко. Мы надеялись, что эта фотография поможет людям представить будущее – каким оно может оказаться с переменой климата. Наверное, мы были слишком наивны. Снимок быстро обрел популярность, но люди все восприняли слишком буквально.
Пол заметил этого медведя год назад, когда искал место для съемки в уединенной бухте на острове Сомерсет в Арктической Канаде. Он тут же обратился ко мне с просьбой собрать нашу команду SeaSwat из природозащитной организации SeaLegacy. Основанная нами в 2014 году, SeaLegacy распространяет сведения о нынешнем состоянии океана с помощью фотографий, а SeaSwat – это журналисты, всегда готовые рассказывать об этом. На следующий день после звонка Пола мы вылетели в деревню инуитов на берегу залива Резольют. Мы и не надеялись найти медведя и не знали, жив ли он.
Когда мы прибыли в бухту на пожертвованном нам судне, я осмотрела берег в бинокль: несколько полуразрушенных зданий, пара пустых бочек из-под горючего и невероятное запустение там, где раньше, возможно, была рыбацкая стоянка. Медведя не было видно, пока он не поднял голову. Чуть живой зверь лежал на земле, словно потрепанный коврик. Чтобы подобраться ближе, мы сели в надувную лодку и направились к берегу.
Сильный ветер приглушил шум лодки и унес наш запах. Укрывшись в одном из пустующих зданий, мы наблюдали за медведем. Он не двигался почти час. Когда животное встало, у меня перехватило дыхание. Медведь совсем плох, предупредил меня Пол, но я все равно оказалась не готова к тому, что увидела: некогда белая шерсть была полинявшей и грязной, от мощного тела остались кожа да кости. Чувствовалось, что каждый шаг причиняет несчастному боль. Мы видели, что он больной или раненый,