Насколько экологичные инициативы модных брендов оправдывают себя
Толстовки из переработанного мусора, граффити и скульптуры, посвященные Грете Турнберг, многоразовые бутылки и соломинки. Сегодня модно быть экологичным, вот только хорошо ли от этого нашей планете на самом деле.
Мода – пятая в мире по величине отрасль в мировой экономике и вторая по уровню загрязнения окружающей среды сразу после нефтепромышленности. Тонны одежды, оказывающейся на свалках, использование красителей, пестицидов, дешевая рабочая сила и десятки других смертных грехов модной промышленности как никогда широко обсуждаются и осуждаются.
В начале ноября издание Fashionista рассказало об инициативе модных вузов FIT и Parsons. Студентов возят на свалки, чтобы будущие дизайнеры более ответственно подходили к созданию своих коллекций и задумывались о том, какой вред они могут нанести окружающей среде. Если бы все было так просто.
Все мы давно усвоили, что быстрая мода – зло пострашнее бубонной чумы, но вот в последние годы повестка будто бы поменялась, а в новую религию один за другим принялись обращаться масс-маркет-бренды, с гордостью показывая свои этично-технологичные коллекции. Футболки из органического хлопка, ботинки из переработанных пластиковых бутылок, свитера из выловленного океанического мусора.
Одни компании сотрудничают с Leather Working Group: на производствах используют возобновляемые источники энергии и технологии, позволяющие сократить расход воды. Другие марки предлагают вещи, созданные в соответствии с принципами устойчивого земледелия. Это значит, что при выращивании хлопка или льна не были использованы генетически модифицированные семена, а все удобрения были органическими.
Инициативы блестящие, позволяющие сформировать имидж не просто приятный, а приятный во всех отношениях. Ура! Еще одна крупная компания с прибылью, исчисляемой миллиардами долларов, добавляет разделы с пометкой sustainable в интернет-магазины всех принадлежащих ей марок. Кажется, наконец корпорации зла переходят на светлую сторону.
Вот только о каких-то действительно великих переменах можно будет говорить лишь тогда, когда подобные поступки станут правилом, а не исключением. Пока мы по-прежнему получаем образцово-показательные коллекции, становящиеся каплей в океане тонн производимой одежды. Все же пропорции должны быть хотя бы равными.
Разумеется, мы живем не в утопии и нельзя поменять систему не то что за день, но даже в ближайшие годы: сократить объемы производства, сделав упор на качество, обеспечить комфортные условия труда на фабриках, поднять зарплату рабочим. Все это неизбежно повлечет повышение цен, а быстрая мода на то и быстрая, что все появляется мгновенно и доступно большинству. К сожалению, сейчас иначе как лицемерием все экологичные инициативы крупных брендов не назвать.