Николай Некрасов — поэт, изменивший развитие русского стиха и русской поэзии

ПолкаКультура

Наше почти всё: что сделал Некрасов

Кирилл Зубков

Николай Некрасов. Середина 1860-х годов. Фотография Сергея Левицкого

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Николая Некрасова. Некрасов в первую очередь — поэт, изменивший развитие русского стиха, обновивший звучание русской поэзии, сделавший её социальной. Но Некрасов сделал для русской литературы гораздо больше: на протяжении нескольких десятилетий он оставался в центре литературного процесса, наполняя новой жизнью старые журналы, открывая будущих классиков, создавая профессию литератора. Обо всём этом по просьбе «Полки» рассказывает Кирилл Зубков.

В стихах Некрасова писательская работа обычно предстаёт не счастливым и свободным творчеством, а изнурительным — и в то же время желанным — трудом:

Пододвинь перо, бумагу, книги!
Милый друг! Легенду я слыхал:
Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мёртвый пал!

Поэт не лукавил: он постоянно работал для литературы, причём в самых разных ролях. Во многие области литературы он внёс революционный вклад — без Некрасова русская словесность была бы совсем другой.

Николай Некрасов. 1856 год. Фотография Сергея Левицкого
Литературная газета. 1841 год

Некрасов-газетчик

В начале 1840-х Некрасов жил в Петербурге. Источников дохода у него практически не было: небогатая семья не могла его поддерживать. Зарабатывать на жизнь приходилось, помимо прочего, литературой. Некрасов регулярно печатался на страницах «Литературной газеты», которую в тот период издавал Фёдор Кони, популярный драматург и журналист, отец знаменитого юриста. На страницах «Литературной газеты» печатались и юмористические стихи, и отзывы о книгах, и заметки о театре, и драматические сочинения Некрасова. Позже Некрасов будет часто обыгрывать характерную манеру газетного фельетониста в своих стихах, таких как цикл «О погоде»: непринуждённо болтая с читателем, герой заводит речь то о погоде, то о смешных происшествиях, то о совершенно жутких сторонах жизни современного города.

Александринский театр. 1840-е годы. Литография Адольфа Беземана

Некрасов-драматург

В начале карьеры Некрасов был довольно успешным драматургом. Сцена столичного театра требовала огромного количества новых произведений: публика привыкла к постоянным премьерам. Трудно себе представить, чтобы весь репертуар в таких условиях состоял из шедевров, а кроме того, театр подвергался строгой цензуре: до 1865 года репертуар контролировало Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии. Молодой Некрасов, нуждавшийся в деньгах, сочинял водевили, с успехом шедшие на сцене Александринского театра. Скажем, «Актёр» периодически шёл на столичной сцене с 1841 по 1863 год — правда, под псевдонимом. Как сочинялись эти произведения, показывает пример водевиля «Шила в мешке не утаишь — девушки под замком не удержишь», переделанного из драматической повести Василия Нарежного «Невеста под замком». Некрасов писал его на квартире, где жили артисты Александр Алексеев и Николай Куликов (последний и сам был автором множества пьес, а также режиссёром). Впоследствии поэт не без иронии вспоминал об этом эпизоде: «Первый акт только сочинил я… а второй выкрал почти целиком из Нарежного, и этот акт и имел особенный успех».

Слева направо: Физиология Петербурга. Издательство книгопродавца А. Иванова, 1845 год. Петербургский сборник, изданный Николаем Некрасовым. Типография Эдуарда Праца, 1846 год

Некрасов-издатель

Период 1820‒30-х годов уже современники назвали «альманашным». Позже, с появлением толстых литературных журналов, альманахи стали отступать на второй план. Однако процесс этот был далеко не мгновенным: ещё в 1840-е сборники приносили издателям известность и финансовый успех. Во многом они помогли и Некрасову. Среди самых известных его изданий — «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846). Название первого издания указывает на установку составителей: они стремились с медицинской точностью представить общественную жизнь современного большого города. Центральным жанром сборника был так называемый физиологический очерк: к нему относятся, например, «Петербургский дворник» Владимира Даля, «Петербургские шарманщики» Дмитрия Григоровича. К этому же жанру можно отнести и «Петербургские углы» самого Некрасова, отразившие тяжёлый опыт бедности. «Петербургский сборник» во многом продолжал принципы «Физиологии Петербурга»: большинство вошедших в него произведений посвящено жизни столичной бедноты.

Сборники Некрасова стали ярчайшим проявлением так называемой натуральной школы в русской литературе. Очень многие крупные русские писатели середины XIX века, включая Некрасова, прошли через опыт натуральной школы, который сыграл важную роль в их становлении. Впрочем, уже на страницах некрасовских сборников заметно, что некоторые авторы пытаются преодолеть влияние натуральной школы изнутри. Пожалуй, в первую очередь здесь нужно назвать роман «Бедные люди» — литературный дебют Фёдора Достоевского, появившийся именно на страницах некрасовского сборника. Следом за Некрасовым свой альманах под эффектным названием «Левиафан» попытался собрать Белинский. Издание это, впрочем, не удастся осуществить, а его материалы окажутся использованы в следующем проекте Некрасова — журнале «Современник».

Журнал «Современник», издаваемый Николаем Некрасовым. Типография Карла Вульфа, 1863 год

Некрасов-редактор

В конце 1846 года Некрасов выкупил у Петра Плетнёва право на издание журнала «Современник», основанного ещё Пушкиным: открывать новые журналы в это время было запрещено императорским указом. Совладельцами «Современника» стали плодовитый литератор Иван Панаев (он дал основную часть денег, потребовавшихся на покупку) и профессор и критик Александр Никитенко (служа в цензуре, он заранее прочитывал готовившиеся к публикации произведения и сообщал редакции, что могут запретить его коллеги). Впрочем, Никитенко быстро покинул журнал. Основная доля журнальной работы — переговоры с авторами, отбор и правка рукописей, непосредственное взаимодействие с цензурой — пришлась на долю Некрасова. Позже часть обязанностей примет на себя Николай Чернышевский, а после смерти Панаева — Михаил Салтыков-Щедрин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дом спасителей Отечества Дом спасителей Отечества

«Здесь жил тот, кто сжег Москву, уступленную Наполеону...»

Караван историй
C-25: как создавалась первая советская система ПРО C-25: как создавалась первая советская система ПРО

С-25 – одна из первых в мире систем объектовой противовоздушной обороны

Популярная механика
Как разработчикам обойтись без Apple App Store и Google Play Как разработчикам обойтись без Apple App Store и Google Play

Как работают OEM-каналы и почему они становятся все популярнее у маркетологов?

Inc.
5 русскоязычных альбомов, которые вы не должны были пропускать 5 русскоязычных альбомов, которые вы не должны были пропускать

Ультимативный гид по русскоязычной музыке 2021 года

GQ
Читай по губам: что форма губ говорит о твоем характере Читай по губам: что форма губ говорит о твоем характере

Как же вычислить характер человека по форме губ

VOICE
Английский язык Милы Кунис и самоликвидирующиеся нейроны: секреты нейропластичности Английский язык Милы Кунис и самоликвидирующиеся нейроны: секреты нейропластичности

Отрывок из книги «Живой мозг» о том, как пластичность мозга меняется с возрастом

Forbes
Театр дяди Васи Театр дяди Васи

Знакомимся с хуторским колоритом в природно-ландшафтном парке Ломы

Отдых в России
Пластик держит крепко Пластик держит крепко

Судьба переработанного пластика: экологическая повестка против высокой цены

Эксперт
Игра в имена. Ольга Медведкова: «Ф.И.О.» Игра в имена. Ольга Медведкова: «Ф.И.О.»

Отрывок из книги Ольги Медведковой, которую она посвятила истории своего имени

СНОБ
Как обеспечить равные возможности всем людям и заработать на этом Как обеспечить равные возможности всем людям и заработать на этом

Вовлечение в экономику людей с ограниченными возможностями

СНОБ
Кто придумал не идеальный город, а идеальную страну Кто придумал не идеальный город, а идеальную страну

Проект Григория Ревзина «Оправдание утопии». Роберт Пембертон: The Happy Colony

Weekend
Певица Юлия Паршута: «Я взяла полный контроль над своей жизнью» Певица Юлия Паршута: «Я взяла полный контроль над своей жизнью»

Юлия Паршута рассказа о походах к психологу, любви к каверам и творческим планах

Cosmopolitan
10 самых дорогих мобильных телефонов в мире 10 самых дорогих мобильных телефонов в мире

Алмазы, платина, золото — представляем подборку самых дорогих мобильных

Популярная механика
Очень плохие девочки: как женские банды сукэбан держали в страхе Японию Очень плохие девочки: как женские банды сукэбан держали в страхе Японию

Кто такие сукэбан, откуда они взялись и почему держали в страхе всю Японию?

Cosmopolitan
Праздник с тобой Праздник с тобой

Новогодняя декорация Shakirova Space

SALON-Interior
«У владельцев есть искушение превратить компании в кеш-машину» «У владельцев есть искушение превратить компании в кеш-машину»

Почему Forbes выбрал первого вице-премьера Андрея Белоусова регулятором года?

Forbes
Большой взрыв и внеземная жизнь: зачем запущен самый большой орбитальный телескоп Большой взрыв и внеземная жизнь: зачем запущен самый большой орбитальный телескоп

На орбиту отправился космический телескоп «Джеймс Уэбб»

Forbes
Китовая бухта Китовая бухта

Где водятся русские тропические киты? Как сохранить этих исчезающих великанов?

Отдых в России
Почему вам кажется, что все вокруг богаче, успешнее и привлекательнее Почему вам кажется, что все вокруг богаче, успешнее и привлекательнее

Не кажется ли вам порой, что люди в вашем окружении намного благополучнее вас?

GQ
Одним махом Одним махом

Как гиперзвуковые технологии меняют мир и почему Россия «впереди планеты всей»

Популярная механика
Компьютер включился сам: как бороться с этой напастью Компьютер включился сам: как бороться с этой напастью

Почему компьютер включился сам и что с этим делать?

CHIP
Нас догонят Нас догонят

Иван Давыдов о сериале «След»

Weekend
Волшебная банка: вся правда о протеине Волшебная банка: вся правда о протеине

Протеин — кому, когда и сколько надо

Playboy
Что делать, если болит голова: причины мигрени и способы лечения Что делать, если болит голова: причины мигрени и способы лечения

Голова болит, трещит, раскалывается...Тебе это знакомо?

Playboy
Уилл Смит: Will. Честная автобиография о превращении простого мальчишки из Филадельфии в кинозвезду Уилл Смит: Will. Честная автобиография о превращении простого мальчишки из Филадельфии в кинозвезду

Отрывок из автобиографии Уилла Смита «Will» — о первых шагах к славе

СНОБ
30 м² 30 м²

Квартира с видом на Исаакиевский собор по проекту Владимира Березина

AD
А остальные им завидуют: топ-10 самых влиятельных российских звезд — 2021 А остальные им завидуют: топ-10 самых влиятельных российских звезд — 2021

Самые влиятельные звезды, которые особенно отличились своими успехами

Cosmopolitan
Глобальная сеть магнитометров GNOME не обнаружила аксионной темной материи Глобальная сеть магнитометров GNOME не обнаружила аксионной темной материи

Ученые установили ограничения на массу частиц аксионной темной материи

N+1
То, как вы ссоритесь, может многое рассказать о вашей паре То, как вы ссоритесь, может многое рассказать о вашей паре

Распространенные сценарии конфликтов в отношениях

Psychologies
Сергей Саркисян: Дети рецессии. Почему россияне боятся инвестировать Сергей Саркисян: Дети рецессии. Почему россияне боятся инвестировать

Число участников финансового рынка в России за последние два года выросло

СНОБ
Открыть в приложении