Нарциссизм, зависимость и другие темные стороны жизни русских писателей
Если вы не читали биографии русских классиков со времен школы, приготовьтесь. Все не так, как нам говорили учителя. Романтик Лермонтов был нарциссом, Достоевского подозревали в педофилии, а Лев Толстой с его нравоучениями оказался абьюзером и домашним тираном. Подробности в статье.
Михаил Лермонтов
Нарциссизм
На уроках литературы мы читали его стихотворения и разбирали, «что хотел сказать автор». В учебниках биографы описывали несчастное детство поэта, который рос без матери с авторитарной бабушкой.
Наше воображение рисовало очередного гения, противопоставлявшего себя лицемерному светскому обществу. Эдакого одинокого романтического героя. Однако все было не совсем так. Или даже совсем не так.
Мать Лермонтова умерла от чахотки, когда мальчику было 2 года, и растила его волевая и нарциссичная (что подтверждают воспоминания современников) бабушка.
Очевидно, что ее «воспитание», включавшее то отстраненную холодность, то потакание капризам внука, не могло не отразиться на его психике. Вырос он также нарциссической личностью и добротой характера не отличался.
К женщинам поэт относился с неприязнью и обходился с ними довольно жестоко, расстраивая браки, разжигая конфликты и разрушая репутации. До нас дошли его скабрезные стихотворения, в одном из которых он описал сцену группового изнасилования.
Очередное неуважительное замечание Лермонтова стало поводом для его дуэли с Мартыновым, на которой поэт был убит.
Федор Достоевский
Игромания
О том, что автор романа «Игрок» страдал зависимостью от азартных игр, нам и в школе рассказывали. Но не объясняли, что партнерство с таким человеком (созависимость) никак нельзя назвать здоровыми отношениями.
Вторая жена писателя, Анна Григорьевна, с уважением отзывалась о муже и считала его пристрастие к игре «некоторым унижением, недостойным его возвышенного характера» и болезнью. Сегодняшние эксперты в области психического здоровья с ней бы согласились.
Письма показывают, что Достоевский и его супруга проигрывали знакомый всем созависимым людям сценарий. Человек поддается искушению, затем мучается чувством вины и обращается к партнеру за поддержкой (и моральной, и материальной). Партнер с готовностью его «спасает». Зависимый пытается удержаться, но вскоре вновь чувствует тягу к объекту своей зависимости... Круг замыкается, и сценарий повторяется из раза в раз.
Например, жена высылает Достоевскому деньги на дорогу домой из Гамбурга, где писатель ежедневно играет и проигрывается в пух и прах. Письмо, в котором потерявший все деньги писатель просит ее о помощи, заканчивается драматическими строками: «Не вздумай как-нибудь, не доверяя мне, сама приехать ко мне. Эта недоверчивость к тому, что я не приеду — убьет меня. Честное тебе слово даю, что тотчас поеду, несмотря ни на что...»