Налоговый чекап: почему он важен и нужен для каждой компании
Представьте, что у вас есть склад и вам нужно его охранять. Если вы сэкономите на заключении договора с ЧОПом, то в дальнейшем очень много времени и сил потратите на наем охранников и координацию их работы, — кто-то заболеет, кто-то проспит. Некоторые вопросы лучше отдать на аутсорсинг, чтобы спокойно заниматься развитием бизнеса, — и вопрос взаимоотношений с налоговой как раз такой.
Налоговый чекап — это проверка налогового «здоровья» компании, и, как любая проверка здоровья, он должен быть регулярным. Ваш бухгалтер или финансовый директор, возможно, спросит: «Зачем нужен такой чекап, ведь есть я?» Но, как правило, обычный сотрудник сталкивается с налоговой проверкой раз в три года, а новые вопросы в налогообложении, новая судебная практика появляются каждый квартал или даже месяц. Невозможно иметь в штате специалиста, который все время на острие атаки. Мы как налоговые юристы сопровождаем 50–70 проверок в год, так что находимся в эпицентре событий.
Налоговый чекап можно назвать экспресс-аудитом или скорингом по контрольным точкам. Компании с активами более 400 млн руб. подпадают под обязательный ежегодный аудит. Если его не пройти, компанию могут привлечь к ответственности. Но налоговый аудит не заменяет чекапа, так как проверяет только документы, то есть, по сути, правильность методологического применения бухгалтерского учета.
Чекап же — комплексная проверка, которая позволяет «заглянуть под капот» компании и посмотреть на нее взглядом налоговой, чтобы понять, какие возможные риски зреют. Пожар лучше предотвратить, чем тушить и разбираться потом с его последствиями.
Мой путь к проведению налоговых чекапов начался еще в студенчестве, 17 лет назад. У меня первое образование инженерное. Будучи студентом Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, я попал в тусовку к юристам и уже ко второму курсу понял, что это моя стезя. Позднее я получил юридическое образование. В то время очень актуальна была ликвидация компаний, этим занимались многие студенты-юристы. Я тоже стал специалистом в этой области, через мои руки прошло множество компаний, я увидел множество человеческих судеб. Позже судьба забросила меня в республику Марий-Эл, где я руководил Агентством инвестиционного и экспортного развития, потом переехал в Москву.