У истории под юбкой: почему происходят сексуальные революции

«Сексуальную революцию совершили задние сиденья автомобилей», – заявил в свое время американский общественный деятель Джерри Рубин. И ошибся. Раскрепощение нравов происходило задолго до появления машин, причем много раз. Оно напоминает движение маятника. Как и почему вершились «секшал революшнс» и стоим ли мы на пороге нового витка сексуальности или же нас ждет ужесточение морали? Об этом – в нашем материале.
Сексуальные революции во все времена были отражением исторических событий и настроений в обществе. Чтобы увидеть эти витки, нужно рассмотреть исторический процесс целиком.
Век каменный: свобода нравов
О поведении людей в столь давние времена говорить сложно, но есть основания полагать, что с сексуальной свободой у праотцов все было хорошо. Достаточно сравнить данные этнографии и посмотреть на современные традиционные сообщества. И хотя прямые аналогии с предками здесь проводить нельзя, рассуждать об их поведении на такой основе все же можно. Так, у некоторых племен в Африке и Южной Америке девственность невесты считается не преимуществом, как иногда до сих пор в европейских странах, а позором для жениха.
Известны, например, обычаи из центральной части Черного континента, когда девственности девушку лишал не ее будущий муж, а... старейшие женщины клана (при помощи пальца или деревянного ножа). А в Южной Колумбии это делал крестный отец (через соитие), в Зиаре или Конго – шаман или вождь племени. Это еще что: в Центральной Африке, Океании, Южной Америке и Индонезии невесту даже... отдавали на «поругание» друзьям жениха. Причем на несколько дней – чтобы наверняка. Правда, уже после свадьбы жена должна была хранить верность мужу до конца своих дней. А еще «жертвой» иногда становились не только девушки, но и юноши. На западе Африканского континента, например, существовал обычай, когда мужчина должен был заняться сексом с будущей тещей, а потом уже с ее дочерью.
В нашем распоряжении есть и кое-какие археологические данные. Прежде всего так называемые палеолитические венеры – фигурки из кости или мягких пород камня, датируемые верхним палеолитом. Они найдены по всей Европе, но многие из них найдены и в других частях Евразии. Статуэтки, как правило, изображают женское тело со всеми его прелестями и в крайне гипертрофированной форме. Назначение их неизвестно: вероятно, они могут быть связаны с культом плодородия, но высказываются и более смелые гипотезы – что венеры могли служить неким аналогом современного журнала Playboy. Древние изображения женской вульвы (или нечто очень похожего на нее) найдены на стенах некоторых пещер в той же Европе.
Все это дает некоторые основания полагать, что наши далекие предки едва ли были озабочены проблемами сексуальной морали – во всяком случае, в современном понимании этого слова. Сексуальность естественна, иначе не было бы смысла придумывать какие-то запреты на этот счет. Поэтому на заре человечества, вероятно, максимальная раскрепощенность была обычным явлением. Примерно то же самое, видимо, можно сказать о Древнем Египте – во всяком случае, ханжеством там точно не страдали. Секс зачастую здесь возведен в культ: им прилюдно занимались жрицы в храмах богини Исиды (явление так и называлось – храмовая проституция). Полученные деньги уходили на пользу храма. Тем же промышляли, кстати, и в других частях света – Мезоамерике, Месопотамии, Индии.
Античность: аскеза и мальчики
В Древней Греции впервые начали «закручивать гайки». Правда, происходило это не сразу, да и касалось в основном женщин. Образцом женской целомудренности стала супруга римского патриция Тарквиния Коллатина – Лукреция. Барышня прославилась тем, что убила себя после изнасилования. А вот мужчинам, как водится, иметь любовные связи на стороне особенно не возбранялось. Хотя в целом это касалось любви к мальчикам.