С-500: чудо-оружие или игры в догонялки?
Зенитный ракетный комплекс С-500 должен дать Вооруженным силам России возможности, которыми они никогда не обладали. Но что именно представляет собой новый ЗРК?
Положение в Воздушно-космических силах
ВКС активно перевооружают, чтобы они соответствовали требованиям XXI века и могли защитить Россию от любых воздушных угроз. За прошедшее десятилетие Воздушно-космические силы получили сотни новых крылатых машин: прежде всего это многофункциональные истребители Су-35С и Су-30СМ поколения четыре с плюсом. Вместе с некоторым числом Су-27СМ/СМ3, Су-30М2 и МиГ-29СМТ они составят основу воздушной мощи России на ближайшие десятилетия.
Однако даже не слишком интересующийся авиацией человек заметит, что все эти машины принадлежат к прошлому поколению реактивных истребителей, в то время как США, например, уже произвели более 320 новейших F-35 пятого поколения, а Китай принял на вооружение свой J-20. Другая проблема ВКС России – отсутствие разумной унификации техники, ведь упомянутые выше «сушки» несут совершенно разный набор бортовой электрониВ столь непростых условиях, когда сделать однозначную ставку на воздушную мощь нельзя, все чаще звучат дифирамбы в адрес новых перспективных российских ЗРК. СМИ наперебой твердят о том, что «ни один вражеский самолет не пройдет», а эксперты разных мастей сравнивают С-400 и С-500 с американским «Патриотом». Справедливости ради отметим, что С-400 уже давно приняли на вооружение и – по крайней мере в теории – система действительно может быть эффективна. По состоянию на начало ноября 2018 года ВКС имели в своем распоряжении 27 полков этих ЗРК. Для понимания масштабов поставок: это 430 пусковых установок примерно с 1700 ракетами.
Детально вдаваться в характеристики мы не будем, тем более что оценить реальный боевой потенциал комплекса нельзя из-за отсутствия примеров его применения против хорошо вооруженного врага. Отметим лишь, что чисто концептуально С-400 представляет собой развитие С-300. Это система большой и средней дальности, которая должна перехватывать цели (в том числе высокоманевренные) на дальних рубежах. Сейчас это самый смертоносный зенитный ракетный комплекс в арсенале российских военных.
Летом 2018 года стало известно, что российское Минобороны и концерн ВКО «Алмаз-Антей» завершили государственные испытания ракеты 40Н6Е – самой дальнобойной из арсенала С-400. Предполагается, что она способна поражать цели, находящиеся на дальности почти 400 километров и имеющие высоту 30 километров.
С-500: рождение гиганта
Впервые о создании перспективного зенитного ракетного комплекса нового поколения заговорили в начале 2000-х. Тогда стало известно, что в научно-производственном объединении «Алмаз» осуществили предварительную оценку требуемых характеристик перспективного зенитного ракетного комплекса. Активные работы по проекту С-500 стартовали в 2003-м, а примерно через год началось эскизное проектирование. Примерно тогда же начались научно-исследовательские работы с шифрами «Властелин» и «Самодержец».
До сих пор не известно, какие именно вопросы прорабатывали в рамках них, однако в 2008 году в СМИ заговорили о перспективном комплексе С-500, а уже в следующем году информацию о нем официально подтвердили. Как мы знаем из открытых источников, С-500 «Прометей» будет представлять собой зенитный ракетный комплекс большой и средней дальности с «принципом раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей». Сразу заметим, что в силу секретности любую информацию о нем нужно воспринимать с долей скептики. Как правило, это либо свободные размышления журналистов, либо намеренная дезинформация с целью ввести в заблуждение вероятного противника.
Подобно С-300 и С-400, новый комплекс будет иметь множество составных частей. Сюда войдут машины с пусковыми установками или с радиационными станциями разных типов, машина управления, транспортно-заряжающая машина и ряд других систем и подсистем. Основным для размещения элементов комплекса С-500 выбрали тягач БАЗ-69096 с колесной формулой 10х8. Эксперты ожидают, что, кроме этой машины, используют такие разработки Брянского автомобильного завода, как БАЗ-6909-022 (8х8) и БАЗ-69092-012 (6х6). Все они – высокопроходимые машины, которые выпускают на БАЗ. Эти шасси уже зарекомендовали себя в качестве хорошей основы для разной техники. В частности, комплексы С-400 успешно монтируют именно на основе машин семейства БАЗ. Нужно полагать, что частичная унификация позволит упростить эксплуатацию С-500. Впрочем, здесь важнее электроника – именно к ее рассмотрению мы сейчас и переходим.
Решить все эти проблемы мог бы новый российский истребитель пятого поколения Су-57. Однако самолет до сих пор существует лишь в виде «продвинутого» прототипа, а массовые поставки в войска начнутся не ранее 2027-2028-х. К тому времени по плану должен быть готов пресловутый двигатель второго этапа, соответствующий требованиям пятого поколения.