Справятся ли инженеры с созданием сверхтяжелого транспортного самолета «Слон»

Naked ScienceHi-Tech

Россия купит «Слона»: новый транспортник на смену «Руслану»

Впереди у российских инженеров важная миссия – создание одного из самых сложных комплексов в истории отечественного авиастроения, сверхтяжелого транспортного самолета «Слон». Но есть ли шансы на реализацию столь сложного проекта, аналогов которому в современной России до сих пор не было?

Илья Ведмеденко

Много не бывает

Не успели улечься страсти вокруг транспортного Ил-112В, совершившего первый полет 30 марта 2019 года, как внимание любителей авиации привлек другой, более амбициозный проект, а именно – «Слон». Сразу сделаем оговорку, что напрямую сравнивать их не совсем корректно, вернее, вовсе некорректно – в силу разных весовых категорий крылатых машин. Напомним, что структура российской военно-транспортной авиации имеет несколько уровней:

  1. Легкий военно-транспортный самолет (Ан-26);
  2. Средний военно-транспортный самолет (Ан-12);
  3. Тяжелый военно-транспортный самолет (Ил-76);
  4. Cверхтяжелый военно-транспортный самолет (Ан-124 «Руслан»).

Каждый из этих уровней имеет свои конкретные задачи, и разница между самолетами очень велика. Если грузоподъемность у Ан-26 равна 5,5 тонны, то у Ан-12 максимальная масса коммерческой нагрузки – 21 тонна. Небесный гигант Ан-124, до сих пор входящий в число самый крупных самолетов в мире, может брать на борт 120 тонн, что дает почти фантастические возможности. Так, в январе 2001 года Ан-124 использовали для транспортировки 100-тонного локомотива из Канады в Ирландию, а в 2015-м «Руслан» доставил на авиабазу Хмеймим зенитный комплекс С-400.

Впрочем, схожие возможности есть и у американцев, которые эксплуатируют Lockheed C-5 Galaxy, способный брать на борт до 118 тонн груза. В 2014 году был принят на вооружение модернизированный вариант самолета – C-5M, получивший новые двигатели и бортовую электронику. На сегодня новый Galaxy считается более современной машиной, чем «Руслан». А еще C-5 построили расширенной партией: 131 самолет вместо 55 «Русланов» соответственно.

Тупик для Ан-124

Чтобы выяснить, что именно будет представлять собой «Слон», нужно понять, в каких условиях он появился и какие возможности есть у российских авиастроителей. Дело в том, что Россия могла получить обновленный Ан-124, который, подобно американскому Galaxy, способен служить не одно десятилетие. Рассматривали и возможность постройки новых Ан-124.

В ситуацию вмешалась политика, а точнее – конфликт. Напомним, что самолет создали на советском, а ныне украинском ГП «Антонов», а производили в Киеве и Ульяновске. Именно поэтому проект по возобновлению производства Ан-124 всегда был международным и, как можно догадаться, нередко играл роль политического «рычага».

Еще в 2007 году российское Минобороны заказало несколько новых машин, а компания «Волга-Днепр» – целых 40. Поставку первых двух самолетов планировали на 2013 год, а потом программу возобновления выпуска самолетов на ульяновском заводе «Авиастар-СП» сдвинули на 2016-й. Но уже в 2013-м стало понятно, что политические противоречия практически похоронили проект. Конечно, в теории Россия могла продолжать его самостоятельно. Но это в теории. В 2018 году представители «Антонова» заявили, что создать новый Ан-124 нельзя без украинского бюро, ведь только его специалисты «обладают всеми техническими знаниями и необходимой информацией о конструкции».

Cоветский тяжелый дальний транспортный самолет Ан-124

Наследие советской поры

С тех пор Россия задумалась о принципиально новой машине. Собственно, идея создать свой «большой» транспортник не нова. Это хорошо видно на примере картинок, гуляющих по интернету.

Первое, с чем сталкиваются при рассмотрении темы любители авиации, – проект ПАК ТА (перспективный авиационный комплекс транспортной авиации). А если быть точнее – со странными, выполненными в футуристичной манере изображениями самолета, на которых этот самый самолет похож на американский B-2. Характеристики – не менее фантастические. «Транспортный самолет, получивший название ПАК ТА, будет летать на сверхзвуковых скоростях (до 2000 километров в час) и сможет похвастаться впечатляюще высокой полезной нагрузкой: до 200 тонн. Он также будет способен летать на расстояние по крайней мере в 7000 километров...», – гласит описание.

ПАК ТА в представлении художника

Автором серии изображений на тему «военно-транспортный самолет будущего» стал студент Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова Алексей Комаров. Само собой, никакого отношения к реальному ПАК ТА он не имеет.

При этом сам по себе проект – вовсе не выдумка дизайнера. Зачастую его связывали с транспортным самолетом Ил-106, проектировать который начали еще в советские годы, но он так и не дошел до стадии испытаний. Внешне машина похожа на Ил-76 или Ан-124. Фюзеляж представляет собой цельнометаллический моноплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с крылом умеренной стреловидности с вертикальными концевыми поверхностями. Предполагается, что такой самолет способен перевозить грузы массой 100 тонн на расстояния до 5000 километров. То есть он будет уступать по своим характеристикам самому крупному транспортному самолету современности – знаменитому советскому Ан-225 «Мрия», который после распада СССР достался украинцам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неон-киллер Неон-киллер

Евгения Крегжде поразила нас в самое сердце

Maxim
«Цены подскочат от этой атаки»: как повлияют на рынок нападения дронов на саудовские НПЗ «Цены подскочат от этой атаки»: как повлияют на рынок нападения дронов на саудовские НПЗ

Саудовская Аравия официально подтвердила сокращение добычи нефти

Forbes
«Ратник» и «Сотник»: экипировка, которая должна уметь все «Ратник» и «Сотник»: экипировка, которая должна уметь все

В России может появиться военная экипировка, но хватит ли на нее денег

Naked Science
Кьяра Ферраньи: «Я не люблю принцесс – они все время ждут чьей-то помощи» Кьяра Ферраньи: «Я не люблю принцесс – они все время ждут чьей-то помощи»

Кьяра Ферраньи без ложной скромности представила фильм о самой себе

Grazia
Перенаселение Земли: нам нужна еще одна планета или это миф? Перенаселение Земли: нам нужна еще одна планета или это миф?

Стоит ли так бояться перенаселения Земли?

Naked Science
Мертвые не потеют: чем грозит России грядущий мировой кризис Мертвые не потеют: чем грозит России грядущий мировой кризис

В кризис Россия, как ни удивительно, может оказаться в не самом худшем положении

Forbes
Mars 2020: есть ли жизнь после Curiosity Mars 2020: есть ли жизнь после Curiosity

Близкая и далекая Красная планета может стать для нас более понятной

Naked Science
Интриги Единого дня голосования Интриги Единого дня голосования

Ждать ли вторых туров на губернаторских выборах и отмены прямого голосования

Эксперт
Эпоха тюрок. Печенеги Эпоха тюрок. Печенеги

С IX века хозяевами Великой степи становятся тюркоязычные народы

Дилетант
Лень — это вымысел? Лень — это вымысел?

В детстве нас обвиняли в лени — но мы всего лишь не делали того, чего не хотели

Psychologies
Огненный пульс Огненный пульс

Летательные аппараты с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем

Популярная механика
«Я пытаюсь поймать за хвост безрассудство молодости»: Уилл Смит о новом фильме «Гемини» и лучшем времени своей жизни «Я пытаюсь поймать за хвост безрассудство молодости»: Уилл Смит о новом фильме «Гемини» и лучшем времени своей жизни

10 октября в российский прокат выходит фантастический боевик «Гемини»

Forbes

Что скажут «за корты» люди авторитетные — биологи, медики, антропологи

Популярная механика
Авария в метро Авария в метро

Немецкий ретейлер Metro Сash & Carry сдает позиции и меняет форматы

Forbes
Небо Сибири Небо Сибири

Они называют себя современным оператором запусков в ближний космос (стратосферу)

Популярная механика
От Пресли до Цоя: кто из музыкантов выступает после смерти От Пресли до Цоя: кто из музыкантов выступает после смерти

Рассказываем о том, как некоторые артисты продолжают карьеру после смерти

РБК
Носите деним как Люк Перри в 1990-е Носите деним как Люк Перри в 1990-е

Вам потребуется идеальная куртка, джинсы и немного желания оголить свой торс

GQ
ФСБ нашла экстремизм в роликах Егора Жукова ФСБ нашла экстремизм в роликах Егора Жукова

Опубликован текст лингвистической экспертизы видеороликов Егора Жукова

Esquire
Здесь живет ужас: 8 культовых домов из хоррор-фильмов Здесь живет ужас: 8 культовых домов из хоррор-фильмов

Знаешь ли ты, что в некоторых домах из «ужастиков» и правда водятся призраки

Cosmopolitan
Дмитрий Маликов: «Сын избавил меня от кризиса среднего возраста» Дмитрий Маликов: «Сын избавил меня от кризиса среднего возраста»

Певец откровенно о наследнике, ссорах с женой и компромиссах

StarHit
«Мы научились замечательно управлять “Титаником”» «Мы научились замечательно управлять “Титаником”»

Левый популизм может стать ответом на деполитизацию российских выборов

Эксперт
Как заманить инвестора Как заманить инвестора

Российские регионы активно борются за инвестиции

Эксперт
7 вещей, которые ты обязательно должен сделать в Таиланде (хватит валяться на пляже) 7 вещей, которые ты обязательно должен сделать в Таиланде (хватит валяться на пляже)

Как сделать свою поездку в Тай незабываемой

Playboy
Ни слова про арбузы Ни слова про арбузы

Астрахань похожа на игру в секретики

Seasons of life
13 главных женщин российского частного бизнеса 13 главных женщин российского частного бизнеса

Всего 13 из 200 крупнейших российских частных компаний управляются женщинами

Forbes
Из хорошей семьи Из хорошей семьи

Желтая, белая, фиолетовая — видов фасоли много

Добрые советы
Часовые короны Часовые короны

Цены лимитированных моделей категории Haute Horlogerie выражаются в сотнях тысяч

Robb Report
Марка, за которой стоит следить: Hed Mayner Марка, за которой стоит следить: Hed Mayner

Почему стоит следить за маркой Hed Mayner

Esquire
В Венеции запретили торговлю дешевыми сувенирами В Венеции запретили торговлю дешевыми сувенирами

Власти хотят защитить культурное наследие города

National Geographic
Копенгаген: Город-огород Копенгаген: Город-огород

Город, где страсть к еде пустила глубокие корни

Robb Report
Открыть в приложении