Передний край науки
Подводная одиссея NASA
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства организует международную экспедицию по изучению морского дна вокруг подводного вулкана Колумбо в Эгейском море, в восьми километрах к северо-востоку от острова Санторин. Вулкан имеет крупный конус с диаметром основания в три километра и кратером в полтора километра. Финансирование экспедиции NASA берет на себя. Ее цель – отработка новых технологий, которые в ближайшие десятилетия могут быть использованы для изучения внеземных океанов – например, на крупных естественных спутниках Сатурна и Юпитера, таких как Энцелад и Европа.
Одна из основных проблем в экспедициях к далеким объектам Солнечной системы заключается в том, что в космосе из-за огромных расстояний будет наблюдаться большое запаздывание между моментами, когда команда отдается центром управления на Земле и когда она принимается подводным роботизированным аппаратом, работающим во внеземном океане. С похожей проблемой сталкиваются ученые, изучающие глубины земных океанов, потому что радиоволны плохо распространяются в соленой воде. Этим объясняется то, что новые технологии, предназначенные для автономного исследования внеземных океанов, теперь будут отрабатываться в океанах земных.
Индия отправит в космос собственную пилотируемую миссию в декабре 2021 года
Одиннадцатого января этого года директор Индийской организации комических исследований (ISRO) Кайласавадиву Сиван заявил, что его страна в рамках программы «Гаганьян» отправит в космос свою первую пилотируемую миссию в декабре 2021 года. Перед тем как отправить космонавта в космос, ISRO планирует запустить две беспилотные миссии – в декабре 2020-го и июле 2021-го.
В составе экипажа из трех человек будут двое мужчин и одна женщина. Реализовав этот проект, Индия станет четвертой страной – после СССР, США и Китая, – которая самостоятельно отправила человека в космос.
В конце декабря прошлого года индийское правительство одобрило финансирование пилотируемой программы на сумму около 1,43 миллиарда долларов. Помощь в осуществлении проекта Индии окажет Россия: совместная работа двух стран начнется уже в этом году.
Первое растение на Луне дало всходы и вскоре погибло
Китайские ученые из Университета китайского города Чунцин на пресс-конференции 15 января сообщили об успешном эксперименте, проведенном на поверхности Луны. Семена хлопка, доставленные на наш спутник зондом Chang’e 4, дали первые всходы. Кроме хлопчатника, на Луну привезли семена рапса и резуховидки – небольшого цветкового растения семейства капустные. Аппарат также доставил на Луну личинок мушки дрозофилы и дрожжевые грибки.
Семена и живые организмы разместили в герметичном контейнере длиною 18 и диаметром 16 сантиметров, в котором должна сформироваться замкнутая мини-биосфера. Чуть позже дали всходы семена рапса и картофеля. Ученые наблюдали за экспериментом с помощью небольших камер видеонаблюдения, а за лунными грядками ухаживала автоматика.
Однако уже 17 января китайские ученые сообщили о гибели всех растений, которые погибли во время лунной ночи, не выдержав холода. В месте нахождения зонда наступила лунная ночь, во время которой температура может опускаться до минус 170 °С.
Renault встает под парус
Французский автопроизводитель Renault Group намерен к 2022 году снизить эмиссию углекислого газа от своей деятельности на шесть процентов. Один из способов – изменение логистики при доставке готовых автомобилей. Шестьдесят процентов поставок машин производится морем, поэтому компания намерена использовать в таких перевозках транспортные суда под парусом. Для начала в сотрудничестве с французским стартапом Neoline решено построить два экспериментальных судна. Каждый из них будет длиною 135 метров и будет нести более 42 квадратных метров парусов.
За рейс один такой парусник сможет перевезти до 478 автомобилей. Крейсерская скорость парусников составит 11 узлов (20 км/ч.). Ожидается, что такие современные парусники сократят выбросы на 90% по сравнению с обычными грузовыми судами. Но, кроме парусов, они все-таки будут иметь и гибридные дизельные электрические двигатели. Они понадобятся для маневрирования в порту и для тех случаев, когда придется ускориться для обеспечения своевременных поставок. Ожидается, что парусники поступят в коммерческую эксплуатацию до конца 2020 года.
Новые детекторы для крупнейшей в мире гамма-обсерватории
Ученые из Института ядерной физики им. Г. И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук и Новосибирского государственного университета разработали мюонные детекторы для гамма-обсерватории TAIGA (Tunka Advanced Instrument for cosmic ray physics and Gamma Astronomy). Новая обсерватория расположена на территории Тункинского астрофизического центра коллективного пользования Иркутского государственного университета в Тункинской долине, недалеко от озера Байкал. Новое оборудование позволит модернизировать существующую аппаратуру и вести поиск космических гамма-квантов высокой энергии (выше 100 ТэВ).