Обучение в Сети: дистанционное образование с точки зрения психологии
Начиная с весны этого года для российских школьников и их родителей появились два страшных слова: дистанционное обучение. Какие плюсы и минусы есть у этой формы образования и существует ли вероятность перехода к такому типу учебы в будущем? Разбираемся.
Эксперимент в масштабах страны
Весна 2020 года стала испытанием не только для детей, родителей и педагогов, но и для системы школьного образования в целом. И, кажется, это испытание мы не прошли. Уже в начале апреля, спустя всего десять дней после введения онлайн-уроков, родители начали массово подписывать петиции против дистанционного обучения, перекидываясь страшилками в мессенджерах, что теперь «это навсегда».
В интернете появились шутки вроде «Дуб, дуб, я – береза» или «Когда выучите информатику, тогда и клавиатуру дадим», наглядно поясняющие все проблемы такого подхода к учебе. Работающие на удаленке родители не могли поделить компьютер – как правило, единственный в семье (у иных его вовсе не было, а некоторые, не имея в арсенале других устройств, пытались справиться с ситуацией при помощи кнопочного телефона!) – даже на одного ребенка, не то что на двоих. А те, кто продолжал ездить на службу, никак не могли проконтролировать и тем более помочь своим резко оглупевшим чадам.
В конце марта 2020 года Институт прогрессивного образования провел исследование, посвященное реакции Рунет-сообщества по первым итогам перевода детей на дистанционное обучение. С 23 по 25 марта в социальных сетях эксперты обнаружили более 18 тысяч сообщений, связанных с переходом на удаленку и содержащих негативную интонацию. Жаловались в первую очередь на технические сбои, поведение учителей и рост нагрузки на школьников. Еще одна претензия касалась платных занятий и отсутствия оборудования.
Дело, впрочем, не в «оглуплении», а в том, что как дети, родители, так и педагоги оказались не готовы к переходу на удаленку, да еще к такому неожиданному. Не говоря уже о технической составляющей: сайт единой системы российского IT-образования «Дневник.ру», мягко говоря, не был заточен на то, чтобы к нему в одночасье обратились все школьники страны. И в первую неделю ресурс просто «лежал»: ученики не могли даже узнать задания на предстоящий онлайн-урок, не говоря о том, чтобы войти в него через Skype или другие программы видеоконференций. Поэтому и без того не скучающие родители прямо во время работы должны были оперативно пересказывать своим детям все сообщения в мессенджерах от учителей.
Нелегко пришлось и последним, особенно пожилым, которые в кратчайшие сроки должны были освоить минимальный курс компьютерной грамотности. В общем, весело было всем. А в возбужденной ныне Белоруссии педагоги вовсе работали в две смены: очное обучение там не отменили, при этом большинство родителей оставили детей дома. Поэтому учителя должны были обучать и тех, кто ходил в школу, и тех, кто в нее не ходил. За дополнительные дистанционные уроки никто, конечно, платить не собирался – они так и проработали всю последнюю четверть за «спасибо».
Неудивительно, что в августе все со страхом ждали объявления о новом «круге ада», когда страну опять посадят на удаленку. Но в начале осени российское Минобразования было снисходительно к народу, поэтому дети посещали школу в обычном режиме. Только вот вторая волна коронавируса, кажется, уже началась.
Удобно, но не всем
Попробуем разобраться, так ли страшно дистанционное обучение, как его малюют. Нет, не так. Но, кажется, лишь для старших школьников и студентов, для которых удаленка и была придумана изначально – с учетом их психофизиологической подготовки, а также умений и навыков. И для них плюсы в дистанционном обучении налицо – о них знают все, кто учился в вузе заочно. Загибайте пальцы: дешевизна (не надо оплачивать аренду аудитории и время педагога), относительно свободный график, отсутствие привязки к местонахождению вуза, можно задать свой, удобный для каждого ритм обучения, есть возможность повторно обращаться к пройденному материалу (видеолекциям или презентациям), можно задать вопрос педагогу и почти со стопроцентной вероятностью получить на него ответ.