Современные пассажирские самолеты могут похвастаться всем, кроме одного

Naked ScienceHi-Tech

Новый Concorde или Возвращение «блудного» сверхзвука

Современные пассажирские самолеты могут похвастаться всем, кроме одного – сверхзвуковой скорости полета. Даже самые передовые авиалайнеры сейчас немногим быстрее своих прародителей. В будущем в этом могут помочь новые технические решения.

Илья Ведмеденко

«Согласие» против коммунистической мечты

Сверхзвуковой полет можно считать «незаконнорожденным ребенком» Второй мировой и последовавшего за ней противостояния социалистической и капиталистической систем. Чтобы понять, как появились первые сверхзвуковые авиалайнеры, приведем ряд фактов. Первым в мире серийным турбореактивным самолетом стал немецкий Me.262, который ввели в строй в 1944 году. Несмотря на характерную стреловидность крыла, свойственную более поздним машинам, самолет был не сверхзвуковым. Из серийных машин первым сверхзвуковой скорости достиг советский МиГ‑17, который, впрочем, в обычной ситуации оставался дозвуковой машиной. Первым полноценным сверхзвуковым самолетом стал американский F-100 Super Sabre, совершивший стартовый полет в 1953-м.

В 1956 году в небо поднялся первый серийный сверхзвуковой бомбардировщик – американский B-58 Hustler: он прослужил до 1970-го. А в начале 1960-х Соединенные Штаты создали Lockheed A-12 – первый серийный разведчик, который мог выполнять полет на скорости M=3 (на его базе разработали знаменитый Lockheed SR-71 Blackbird).

Только одна сфера оказалась не затронута сверхзвуковой революцией – гражданская. И здесь СССР решил отыграться, показав в очередной раз всему миру кузькину мать. 31 декабря 1968 года в воздух поднялся советский сверхзвуковой авиалайнер Ту-144. Конкретно на тот момент именно СССР можно было назвать «пионером» в этой области: франко-британский Concorde (в переводе на русский – «Согласие») взлетит позже, а именно – 2 марта 1969 года.

Советский сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

При отдаленном сходстве машины имели существенные различия. Так, у советского самолета были небольшие крылья в передней части фюзеляжа. Они предназначались для создания момента тангажа (угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции), а также для увеличения общей подъемной силы при взлете и посадке. В отличие от «европейца», носовая часть фюзеляжа советского самолета отклонялась на 11° при взлете и на 17° при посадке, что обеспечивало летчикам нормальный обзор. Помимо этого, если мы сравним профиль крыла обеих машин, то увидим, что у Concorde оно более обтекаемое. Это, конечно, лишь часть отличий: всех их перечислять не имеет смысла.

Примечательнее другое – то, насколько по-разному сложилась судьба первых и единственных на сегодня сверхзвуковых авиалайнеров. Конечно, можно по умолчанию рассматривать Ту-144 как «достижение советской эпохи». Однако это будет несправедливо по отношению к Concorde – куда более успешной машине практически во всех смыслах.

Дело не только в числе произведенных самолетов. Здесь франко-британский проект не сильно обогнал СССР: 20 машин против 16. Concorde начали эксплуатировать в 70-х, а закончили – в 2003 году. Коммерческая эксплуатация Ту-144 прекратилась через семь месяцев после начала – 1 июня 1978 года. Всего советская машина выполнила 55 пассажирских рейсов, перевезя немногим больше 3200 человек. Concorde за все годы перевез два с половиной миллиона пассажиров.

Среди самых острых проблем советского авиалайнера были двигатели НК-144. В отличие от Rolls-Royce/Snecma Olympus 593, установленных на Concorde, четыре НК-144 могли разгонять самолет до скорости М=2 только на форсаже. И хотя советский двигатель был способен работать в таком режиме исключительно долгое время, расход топлива оказался поистине чудовищным. Среднечасовой расход у Ту-144С (самая крупная серия) составлял 38,5 тысячи килограммов в час, в то время как у Concorde этот показатель был равен 20,5 тысячи килограммов в час: почти в два раза меньше. Проблему частично решили установкой новых двигателей РД-36-51А на версию Ту-144Д, однако пассажирские линии эту машину так и не увидели.

Британско-французский сверхзвуковой пассажирский самолет Concorde

Но не нужно думать, что Concorde был «экономичным». Просто для сравнения: расход топлива у «старичка» A320 составляет примерно 2700 литров в час. Говоря современным языком, какое-либо практическое превосходство Concorde здесь – явление весьма условное (впрочем, об этом поговорим ниже).

Возвращаясь к советской машине, стоит сказать, что непосредственным поводом для отказа от нее послужила катастрофа самолета под Егорьевском 23 мая 1978-го. Полет был испытательным: погибли два члена экипажа. Но, на самом деле, завершение карьеры Ту-144 связано не столько с этой трагедией, сколько с концептуальными проблемами, о которых мы упоминали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Факты Факты

Наука в фактах

Naked Science
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Телеком: дорога в пятое измерение Телеком: дорога в пятое измерение

В России снят главный барьер на пути развития связи пятого поколения (5G)

Монокль
Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти Качаться, чтобы передать потомкам хорошие гены: ученые говорят, что это может защитить их от болезней и ранней смерти

Физические упражнения могут усиливать экспрессию генов, связанных с ростом мышц

ТехИнсайдер
Мешок со вшами Мешок со вшами

В октябре 1919 года войска Северо-Западной армии дошли до российской столицы...

Дилетант
Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков

Простые лайфхаки, как сделать так, чтобы в туалете не пахло

VOICE
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
«Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр «Нужны личности особого душевного склада»: как сегодня существует литературный театр

Какую литературу сегодня можно считать современной и зачем люди идут в театр

Forbes
Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка»

РБК
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться 5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться

Выдающиеся женщины, которые своим протестом изменили ход истории

Psychologies
Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила

Электрические духовки разные ― у каждой модели свои параметры и особенности

CHIP
Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества Доигрались: почему статус «экранизация видеоигры» больше не позорное клеймо, а знак высокого качества

Как вышло, что экранизации игр вдруг скакнули со дна в элиту кинопроизводства?

Правила жизни
Вы в своем уме? Вы в своем уме?

Что на самом деле значат «оговорки по Фрейду» и как использовать эти «баги»

Grazia
Стройность на кончике вилки Стройность на кончике вилки

Что такое форкинг-диета и правда ли на ней можно похудеть?

Лиза
Что ваши любимые закуски говорят, о вашем характере: исследования Что ваши любимые закуски говорят, о вашем характере: исследования

Какой ваш любимый снэк?

ТехИнсайдер
Ивы, ивушки Ивы, ивушки

«Дремлют плакучие ивы, низко склонясь над ручьём»

Наука и жизнь
(Не)правильный выбор (Не)правильный выбор

Ошибки, которые обернулись успехом

Grazia
Как исцелиться от травмы отвержения: 5 психологических приемов Как исцелиться от травмы отвержения: 5 психологических приемов

Когда формируется травма отвержения, как ее можно выявить и как — исцелить

Psychologies
Чудесные миры Чудесные миры

Фрагменты из романа немецкого писателя-фантаста Фридриха Мадера

Наука и жизнь
Зоя Богуславская — от первого лица. Отрывок из новой книги воспоминаний писательницы Зоя Богуславская — от первого лица. Отрывок из новой книги воспоминаний писательницы

Фрагмент из книги о периоде до брака Зои Богуславской с Андреем Вознесенским

СНОБ
Как проверить уровень масла в мотоблоке — в двигателе и редукторе Как проверить уровень масла в мотоблоке — в двигателе и редукторе

Как следить состоянием технических жидкостей в двигателе и редукторе мотоблока

CHIP
Сон о счастливой Москве: фильму «Я шагаю по Москве» — 60 лет Сон о счастливой Москве: фильму «Я шагаю по Москве» — 60 лет

Почему «Я шагаю по Москве» — главный фильм в судьбе Георгия Данелии

СНОБ
Археологи описали три каменные стелы из скифской «Долины царей» Археологи описали три каменные стелы из скифской «Долины царей»

Археологи описали находки, сделанные во время раскопок кургана Туннуг-1

N+1
Как принять правильное решение? Как принять правильное решение?

Что мешает нам сделать правильный выбор?

Здоровье
Возвращение Возвращение

Рассказ писательницы Екатерины Манойло

Grazia
Как освободиться от психологии бедняка: 4 совета Как освободиться от психологии бедняка: 4 совета

Что мешает вам зарабатывать столько, сколько вы хотите?

Psychologies
Открыть в приложении