История создания российской сверхтяжелой ракеты полна всевозможных домыслов

Naked ScienceHi-Tech

Могучий «Енисей»: как Россия хочет покорять дальний космос

Сейчас основные надежды «Роскосмоса» на исследование дальнего космоса связаны с проектом сверхтяжелой ракеты «Енисей». Но сможет ли Россия построить такую ракету? И будет ли для нее реальным список целей и задач? Постараемся разобраться.

Илья Ведмеденко

«Черные, белые, красные…» Какие бывают носители

История создания российской сверхтяжелой ракеты полна всевозможных домыслов, противоречий, что в целом характерно для современного «Роскосмоса». Россия то отказывалась от проектировки чего-то подобного, то вновь возвращалась к вопросу. Похоже, спору в духе «быть или не быть» пришел конец. В декабре 2018 года стало известно, что начался выбор технического облика российской сверхтяжелой ракеты. А в январе 2019-го Дмитрий Рогозин – глава «Роскосмоса» – заявил, что уже выбрано название для будущей ракеты – «Енисей».

Для начала стоит разобраться, что же собой представляют сверхтяжелые ракеты. И почему их в современном мире так мало. Как мы знаем, кроме количества ступеней, их расположения, а также используемого двигателя, все ракеты-носители делят на несколько классов в зависимости от массы выводимой ими нагрузки. Деление весьма условно, но тем не менее ключевое при создании ракет.

Классы носителей и выводимая ими нагрузка:

  • Наноракета: несколько десятков килограммов;
  • Легкая ракета: до пяти тонн;
  • Средняя ракета: 5–20 тонн;
  • Тяжелая ракета: 20–50 тонн;
  • Сверхтяжелая ракета: 50 тонн и больше

Рассмотрим на примерах. Основная российская ракета современности – «Союз» – относится к среднему классу. У «Союза-2» масса полезной нагрузки при выводе на низкую орбиту (НОО) Земли составляет до 9200 килограммов. Самая же востребованная ракета современности, совершающая наибольшее число стартов в год, – американская Falcon 9, имеющая многоразовую опцию. Это значительно более мощный носитель, относящийся к тяжелому классу: без возвращения первой ступени он может вывести на НОО почти 23 тонны полезной нагрузки. В большинстве случаев «максималка» не достигается, ведь даже сухая масса космического «Дракона» составляет скромные 4200 килограммов. Про коммерческие спутники и говорить не приходится.

Тем не менее за счет своей дешевизны Falcon 9 успешно решает широкий круг задач, чего при всем желании не выйдет сделать со сверхтяжелой ракетой. Больше – не значит лучше. Представители сверхтяжелого класса по умолчанию очень большие и технически сложные носители, которые при всем желании не выйдет сделать экономичными (по крайней мере, в ближайшие десять лет).

Cистема «Энергия – Буран»

На бумаге новая сверхтяжелая Falcon Heavy – просто несколько «девяток», связанных воедино. На практике же ракета получила 28 (!) двигателей: больше, чем у любой другой современной ракеты. Из-за технической сложности цена старта ракеты увеличилась примерно с 65 миллионов у Falcon 9 до 150 миллионов. Так что экономии здесь нет и не будет.

Но она и не нужна, так как сверхтяжелые ракеты используют только в исключительных случаях, когда требуется запустить аппараты очень большой массы. До 2020 года Falcon Heavy, как следует из ранее заключенных контактов, выполнила всего два запуска. Еще несколько стартов намечены на более поздний срок. На этом, в общем-то, все задачи для Heavy заканчиваются, так как в будущем старты намерены производить при помощи совершенно новых ракет, использующих метановые двигатели.

Falcon 9

В чем же причина столь низкой популярности? Современные коммерческие спутники можно без проблем выводить на орбиту при помощи ракет легкого, среднего или тяжелого классов. Тем более что масса бортовой электроники уменьшается, так как прогресс не стоит на месте. В свою очередь, средних и тяжелых носителей достаточно для запуска пилотируемых аппаратов к МКС.

Однако, если говорить о пилотируемых полетах в дальний космос, то тут без сверхтяжелых ракет не обойтись. Так, все запуски американских «Аполлонов» к Луне выполнили с помощью сверхтяжелого «Сатурн-5», которая по сей день остается самой грузоподъемной, мощной, тяжелой и большой из всех созданных человечеством ракет.

В отечественной истории есть всего один находившийся в эксплуатации и доведенный до дееспособного состояния носитель сверхтяжелого класса. Это советская «Энергия», которая была составной частью системы «Энергия – Буран». На ее счету два старта: после них программа была свернута. Еще одна советская ракета – «лунная» Н-1 – не смогла выполнить ни один удачный запуск, и ее разработка закончилась ничем.

«Енисей»: первый этап

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Torch Tower: «факел», который осветит всю Японию Torch Tower: «факел», который осветит всю Японию

Небоскреб Torch Tower должен стать самым высоким зданием в Японии

Naked Science
Гнев: знать врага в лицо Гнев: знать врага в лицо

Мы можем научиться контролировать болезненные перепады настроения

Psychologies
«Мы видим ренессанс независимого экваиринга» «Мы видим ренессанс независимого экваиринга»

Когда ждать массового использования биометрии для оплаты?

Деньги
Меган Маркл спрятала обручальное кольцо от папарацци Меган Маркл спрятала обручальное кольцо от папарацци

55-летний Уэнделл Пирс признался, что сохранил теплые отношения с Меган Маркл

Cosmopolitan
Самый большой Самый большой

Чиновники могли входить на территорию дворца только с ведома императора…

Дилетант
Защита от всех шоков: как Россия пытается избежать ловушек, которых боятся Греф и Чубайс Защита от всех шоков: как Россия пытается избежать ловушек, которых боятся Греф и Чубайс

За последнее десятилетие Россия пережила ряд экономических шоков

Forbes
Страх слепоты: 9 способов избежать ухудшения зрения Страх слепоты: 9 способов избежать ухудшения зрения

Для профилактики болезней глаз и снижения зрения мы делаем преступно мало

Популярная механика
Как заставить замолчать внутреннего тролля Как заставить замолчать внутреннего тролля

Многим наверняка знаком этот голос внутри. Как ему противостоять?

Psychologies
Сила мысли Сила мысли

Новая работа «Архитектурной мастерской Нины Прудниковой» — интерьер timeless

SALON-Interior
Коварные попутчики Коварные попутчики

Какие инфекции можно подхватить во время поездки в автобусе или метро?

Лиза
Не надо стесняться Не надо стесняться

Съемки в новой программе заставили Алексея Кортнева стать наглым

StarHit
Топ-5 самых жарких и дешевых средиземноморских пляжей для осени Топ-5 самых жарких и дешевых средиземноморских пляжей для осени

Пять мест, где вода в бархатный сезон такая же теплая, как и летом

Playboy
Искусство передвижения мостов: опыт Москвы Искусство передвижения мостов: опыт Москвы

Как перемещали мосты в Москве

Популярная механика
Длиною в жизнь Длиною в жизнь

Женщины народности красные яо стригут волосы только один раз в жизни

Вокруг света
Отчаявшиеся домохозяйки: какая связь между финансовой зависимостью и домашним насилием Отчаявшиеся домохозяйки: какая связь между финансовой зависимостью и домашним насилием

Одинаково ли страдают от рук мужа домохозяйки и женщины со статусной профессией

Forbes
В поисках максимальных возможностей В поисках максимальных возможностей

Техническая история двигателя внутреннего сгорания

Популярная механика
Суперкар Aston Martin AM-RB 003: ближе к народу Суперкар Aston Martin AM-RB 003: ближе к народу

Aston Martin представила в Женеве новейший гиперкар AM-RB 003

Naked Science
Все вокруг ходят в поношенных ботинках Все вокруг ходят в поношенных ботинках

Стоит ли и вам присоединиться к компании Брэда Питта и Эдди Редмэйна?

GQ
Возьмите направление Возьмите направление

В бархатный сезон хорошо проводить время в южных городах

Grazia
«Нас называют «форбсята» и «форбсихи»: Тата Карапетян о новом поколении наследников, отношениях в семье и битве за авторитет «Нас называют «форбсята» и «форбсихи»: Тата Карапетян о новом поколении наследников, отношениях в семье и битве за авторитет

О ней принято говорить: «Дочь Самвела Карапетяна, 29-го в списке Forbes»

Forbes
Tesla против Porsche: кто победит в битве электромобилей премиум-класса Tesla против Porsche: кто победит в битве электромобилей премиум-класса

Останется ли Tesla Model S единственным на рынке электромобилем премиум-класса?

Forbes
Меняем курс: как мировые бренды воюют за женскую аудиторию Меняем курс: как мировые бренды воюют за женскую аудиторию

Чем дальше, тем сильнее конкуренция мировых брендов за женскую аудиторию

Forbes
Главное о 16-й Стамбульской биеннале и «седьмом континенте» из мусора Главное о 16-й Стамбульской биеннале и «седьмом континенте» из мусора

Очень короткий гид для тех, кто едет в Турцию

Vogue
Конец кумира Конец кумира

Героя нашего времени больше не нужно ждать — он не появится никогда

GQ
Чтобы создать гениальный часовой механизм, нужно уметь рисковать Чтобы создать гениальный часовой механизм, нужно уметь рисковать

Этому учит нас Шарль Вермо, спасший мануфактуру Zenith

GQ
Дождь и ветер нипочем: 15 звездных укладок, которые идеальны для осени Дождь и ветер нипочем: 15 звездных укладок, которые идеальны для осени

Примерь на себя несколько по-настоящему трендовых звездных укладок

Cosmopolitan
Сколько клея в автомобиле: рассказывает производитель Сколько клея в автомобиле: рассказывает производитель

Почему наша жизнь без клея была бы намного тяжелее, чем она есть

Популярная механика
Десять профессий, которые исчезнут в следующие 10 лет Десять профессий, которые исчезнут в следующие 10 лет

Профессии, обладателям которых стоит задуматься о будущем

Naked Science
Сергей Новожилов: Опасные гастроли Сергей Новожилов: Опасные гастроли

«Артистов надо просто и безусловно любить»

Караван историй
Диана Вишнева: Пример для подражания Диана Вишнева: Пример для подражания

Она уже 23 года – прима-балерина Мариинского театра и образец успешной карьеры

Cosmopolitan
Открыть в приложении