История создания российской сверхтяжелой ракеты полна всевозможных домыслов

Naked ScienceHi-Tech

Могучий «Енисей»: как Россия хочет покорять дальний космос

Сейчас основные надежды «Роскосмоса» на исследование дальнего космоса связаны с проектом сверхтяжелой ракеты «Енисей». Но сможет ли Россия построить такую ракету? И будет ли для нее реальным список целей и задач? Постараемся разобраться.

Илья Ведмеденко

«Черные, белые, красные…» Какие бывают носители

История создания российской сверхтяжелой ракеты полна всевозможных домыслов, противоречий, что в целом характерно для современного «Роскосмоса». Россия то отказывалась от проектировки чего-то подобного, то вновь возвращалась к вопросу. Похоже, спору в духе «быть или не быть» пришел конец. В декабре 2018 года стало известно, что начался выбор технического облика российской сверхтяжелой ракеты. А в январе 2019-го Дмитрий Рогозин – глава «Роскосмоса» – заявил, что уже выбрано название для будущей ракеты – «Енисей».

Для начала стоит разобраться, что же собой представляют сверхтяжелые ракеты. И почему их в современном мире так мало. Как мы знаем, кроме количества ступеней, их расположения, а также используемого двигателя, все ракеты-носители делят на несколько классов в зависимости от массы выводимой ими нагрузки. Деление весьма условно, но тем не менее ключевое при создании ракет.

Классы носителей и выводимая ими нагрузка:

  • Наноракета: несколько десятков килограммов;
  • Легкая ракета: до пяти тонн;
  • Средняя ракета: 5–20 тонн;
  • Тяжелая ракета: 20–50 тонн;
  • Сверхтяжелая ракета: 50 тонн и больше

Рассмотрим на примерах. Основная российская ракета современности – «Союз» – относится к среднему классу. У «Союза-2» масса полезной нагрузки при выводе на низкую орбиту (НОО) Земли составляет до 9200 килограммов. Самая же востребованная ракета современности, совершающая наибольшее число стартов в год, – американская Falcon 9, имеющая многоразовую опцию. Это значительно более мощный носитель, относящийся к тяжелому классу: без возвращения первой ступени он может вывести на НОО почти 23 тонны полезной нагрузки. В большинстве случаев «максималка» не достигается, ведь даже сухая масса космического «Дракона» составляет скромные 4200 килограммов. Про коммерческие спутники и говорить не приходится.

Тем не менее за счет своей дешевизны Falcon 9 успешно решает широкий круг задач, чего при всем желании не выйдет сделать со сверхтяжелой ракетой. Больше – не значит лучше. Представители сверхтяжелого класса по умолчанию очень большие и технически сложные носители, которые при всем желании не выйдет сделать экономичными (по крайней мере, в ближайшие десять лет).

Cистема «Энергия – Буран»

На бумаге новая сверхтяжелая Falcon Heavy – просто несколько «девяток», связанных воедино. На практике же ракета получила 28 (!) двигателей: больше, чем у любой другой современной ракеты. Из-за технической сложности цена старта ракеты увеличилась примерно с 65 миллионов у Falcon 9 до 150 миллионов. Так что экономии здесь нет и не будет.

Но она и не нужна, так как сверхтяжелые ракеты используют только в исключительных случаях, когда требуется запустить аппараты очень большой массы. До 2020 года Falcon Heavy, как следует из ранее заключенных контактов, выполнила всего два запуска. Еще несколько стартов намечены на более поздний срок. На этом, в общем-то, все задачи для Heavy заканчиваются, так как в будущем старты намерены производить при помощи совершенно новых ракет, использующих метановые двигатели.

Falcon 9

В чем же причина столь низкой популярности? Современные коммерческие спутники можно без проблем выводить на орбиту при помощи ракет легкого, среднего или тяжелого классов. Тем более что масса бортовой электроники уменьшается, так как прогресс не стоит на месте. В свою очередь, средних и тяжелых носителей достаточно для запуска пилотируемых аппаратов к МКС.

Однако, если говорить о пилотируемых полетах в дальний космос, то тут без сверхтяжелых ракет не обойтись. Так, все запуски американских «Аполлонов» к Луне выполнили с помощью сверхтяжелого «Сатурн-5», которая по сей день остается самой грузоподъемной, мощной, тяжелой и большой из всех созданных человечеством ракет.

В отечественной истории есть всего один находившийся в эксплуатации и доведенный до дееспособного состояния носитель сверхтяжелого класса. Это советская «Энергия», которая была составной частью системы «Энергия – Буран». На ее счету два старта: после них программа была свернута. Еще одна советская ракета – «лунная» Н-1 – не смогла выполнить ни один удачный запуск, и ее разработка закончилась ничем.

«Енисей»: первый этап

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Летопись на коже: зачем древние люди наносили на тело татуировки и что они означают? Летопись на коже: зачем древние люди наносили на тело татуировки и что они означают?

Желание раскрашивать тело – культурный феномен всех народов и цивилизаций

Naked Science
Режиссер года: Кирилл Серебренников Режиссер года: Кирилл Серебренников

Несмотря на полтора года домашнего ареста, режиссер смог выпустить фильм «Лето»

GQ
Сибирь, XXI век: что будет, если в России построят больше железных дорог Сибирь, XXI век: что будет, если в России построят больше железных дорог

Современной России вновь нужны новые железные дороги

ТехИнсайдер
Писатель, моряк, солдат, шпион. Тайная жизнь Эрнеста Хемингуэя Писатель, моряк, солдат, шпион. Тайная жизнь Эрнеста Хемингуэя

Хемингуэя всегда тянуло к опасности, риску и тайным операциям

Forbes
Феномен де Клерка Феномен де Клерка

Фредерик Виллем де Клерк — последний белый президент ЮАР

Дилетант
Антиглянец Антиглянец

Юлия Пелипас — создатель нового визуального языка моды

Собака.ru
Какой получилась экранизация «Щегла» Донны Тартт, если не сравнивать ее с книгой Какой получилась экранизация «Щегла» Донны Тартт, если не сравнивать ее с книгой

12 сентября 2019 года в российский прокат выходит «Щегол»

Esquire
Москва становится городом небоскребов Москва становится городом небоскребов

В Москве сняты ограничения на высотное строительство

Эксперт
Рама Тайский: король в законе Рама Тайский: король в законе

Сегодняшний тайский король даст фору Калигуле

Maxim
Громкое дело Громкое дело

Что может быть причиной кашля

Добрые советы
Рация в автомобиль: какую выбрать Рация в автомобиль: какую выбрать

Радиостанция в автомобиль — необходимый инструмент связи

CHIP
Как подключить ноутбук к интернету через кабель Как подключить ноутбук к интернету через кабель

Подключаем ноутбук напрямую через кабель и настраиваем интернет-соединение

CHIP
Ким Кардашьян призналась, что ей не нравятся свои длинные ногти Ким Кардашьян призналась, что ей не нравятся свои длинные ногти

38-летняя Ким Кардашьян сделала неожиданное признание

Cosmopolitan
Сибирская клюква Сибирская клюква

Нелепая битва добра со злом в декорациях Сибири XVIII века

Дилетант
«Мы делаем на поле все то же самое, что и мужчины». Футболистка Надежда Карпова о том, почему ее бесит неравноправие в спорте «Мы делаем на поле все то же самое, что и мужчины». Футболистка Надежда Карпова о том, почему ее бесит неравноправие в спорте

Надежда Карпова рассказала о том, почему все заговорили о женском футболе

Forbes
16-летняя Грета Тунберг выступила с эмоциональной речью на саммите ООН 16-летняя Грета Тунберг выступила с эмоциональной речью на саммите ООН

Шведская экоактивистка обвинила мировых лидеров во лжи на саммите ООН

Esquire
Даешь рекорды! Даешь рекорды!

Тренировки могут изменить твою жизнь

Лиза
6 советов по бодибилдингу от Арнольда Шварценеггера (он знает, о чем говорит) 6 советов по бодибилдингу от Арнольда Шварценеггера (он знает, о чем говорит)

Дельные советы от настоящей легенды

Playboy
Добро пожаловать в клуб: новая концепция private-обслуживания Альба-банка Добро пожаловать в клуб: новая концепция private-обслуживания Альба-банка

О формате клубного общения, входном пороге и всеобщей диджитализации

РБК
Танцы вдвоем Танцы вдвоем

Стиль спортшик — воплощение демократичности

Добрые советы
Как выпрыгнуть из поезда на ходу и выжить: научный метод Как выпрыгнуть из поезда на ходу и выжить: научный метод

Насколько реально выскочить из едущего поезда и не переломать все кости

Популярная механика
Аграрии индийского гостя Аграрии индийского гостя

России предложены миллионы рабочих рук для освоения Дальнего Востока

Огонёк
10 достопримечательностей Солнечной системы: отправляемся в космос 10 достопримечательностей Солнечной системы: отправляемся в космос

Куда бы вы отправились, если бы могли перемещаться по Солнечной системе?

Популярная механика
Заветная «корочка». Чему не научат в российском вузе Заветная «корочка». Чему не научат в российском вузе

Часто новоиспеченные студенты не справляются с нагрузкой и впадают в депрессию

Forbes
«Пока смерть не разлучит нас»: что нужно знать о многолетних отношениях «Пока смерть не разлучит нас»: что нужно знать о многолетних отношениях

Как меняются отношения со временем и как не столкнуться с разочарованием

Psychologies
На тёмной стороне На тёмной стороне

Забудьте обо всём, чем вас пугали на уроках географии

Robb Report
Что вам нужно знать о Мэтью Уильямсе – основателе 1017 Alyx 9SM Что вам нужно знать о Мэтью Уильямсе – основателе 1017 Alyx 9SM

Дизайнер-самоучка Мэтью Уильямс не идет к славе проторенными дорогами

GQ
Собираем лучший игровой ПК: проще, чем кажется Собираем лучший игровой ПК: проще, чем кажется

Если хочешь, чтобы работало, – сделай сам

CHIP
«Город ангелов и белых птиц»: трагедия в Беслане глазами очевидца «Город ангелов и белых птиц»: трагедия в Беслане глазами очевидца

Forbes публикует отрывок из книги «Форпост. Беслан и его заложники»

Forbes
«Он мало спит и постоянно работает»: как Покрас Лампас зарабатывает миллионы на каллиграфии «Он мало спит и постоянно работает»: как Покрас Лампас зарабатывает миллионы на каллиграфии

Как Покрас Лампас стал одной из самых заметных фигур современного искусства

Forbes
Открыть в приложении