Близкая и далекая Красная планета может стать для нас более понятной

Naked ScienceНаука

Mars 2020: есть ли жизнь после Curiosity

Одновременно близкая и далекая Красная планета может стать для нас более понятной. А главным инструментом ее познания будет новый марсоход.

Илья Ведмеденко

Марсианские хроники

Чтобы понять значение будущей миссии, нужно сначала ответить на, казалось бы, простой вопрос: что такое Марс? Прежде всего это четвертая по удаленности от Солнца и седьмая по размерам планета нашей системы. Из всех других планет системы она похожа на Землю больше всего. Впрочем, не нужно впадать в крайности и становиться заложником иллюзий. Несмотря на полуфантастические идеи о переселении людей на Марс, нужно понимать, что Красная планета – это ледяная радиоактивная пустыня. Средняя температура поверхности Марса составляет минус 63 °C. Радиационный фон там равен примерно 22 миллирадам в день, что примерно в 13 раз выше его среднего уровня в развитых странах. А еще количество достигающей поверхности Красной планеты солнечной энергии составляет 43% от показателя Земли. И это лишь часть сложностей.

Известный российский популяризатор космонавтики, энтузиаст космических исследований, блогер и журналист Виталий Егоров сравнил Марс с… Норильском, где температура может опускаться до минус 60 °C. Причем это сравнение явно не в пользу Красной планеты. «У Норильска перед любым инопланетным городом есть только одно преимущество – он нужен», – говорит Егоров. Там, напомним, есть горно-металлургический комплекс – градообразующее предприятие, как любили говорить в советские годы. На Марсе ресурсы тоже имеются. Например, там могут быть большие запасы цветных и драгоценных металлов. В то же время стоимость их добычи и транспортировки на Землю будет такова, что об этом пока думать рано.

Куда важнее для современных землян понять, как именно появился Марс, была ли на нем жизнь (и есть ли?) и какое влияние Красная планета оказывала и продолжает оказывать на наш родной мир – Землю. Многие наивно полагают, что ответить на все эти вопросы поможет экспедиция в составе нескольких астронавтов. На самом деле, это не так. Ограничения человеческого организма с развитием технологий никуда не делись. И едва ли сейчас люди смогут намного дольше находиться на Марсе, чем в свое время американские астронавты на Луне. К тому же нужно учесть, что в случае полета пилотируемого корабля значительную часть нагрузки будут составлять системы жизнеобеспечения. Но все это не будет играть роли, если речь идет об автоматической миссии: и не важно, говорим мы об орбитальном зонде или крупном марсоходе.

Нет «Возможности», но есть «Любопытство»

За все годы изучения Марса его посетило множество разных аппаратов, которые мы не будем перечислять. Первенцами здесь стали американцы с их Mariner-4, который в 1964 году выполнил первое исследование планеты с пролетной траектории и получил первые снимки. Сейчас на орбите Марса находятся шесть искусственных спутников: Trace Gas Orbiter, Mars Orbiter Mission, Mars Atmosphere and Volatile Evolution, Mars Reconnaissance Orbiter, Mars Odyssey и Mars Express. Непосредственно на поверхности планеты продолжают выполнение своих непростых миссий американские аппараты Curiosity и InSight. А вот запущенный в 2003 году марсоход Opportunity (в переводе с английского – «благоприятная возможность») вышел из строя из-за пылевой бури. И 13 февраля 2019 года NASA официально объявило о завершении миссии. За все время работы он прошел более 45 тысяч метров, собрав бесчисленное количество информации, которую исследователи будут анализировать еще не один год.

В числе главных достижений миссии – доказательство присутствия водной активности на Марсе в прошлом. Причем эта вода была пресной и пригодной для существования в ней живых организмов.

Условный наследник Opportunity – Curiosity (в переводе с английского – «любопытство») – отличался от него размерами. Ну и, конечно, возможностями. Opportunity имеет массу 185 килограммов, в то время как Curiosity – 899. Высотою более современный марсоход с очень рослого человека. Девятого февраля 2013 года Curiosity, начавший первое в истории исследований бурение поверхности Марса, добыл пробу твердой породы грунта. Последующий анализ показал следы серы, азота, водорода, кислорода, фосфора и углерода. Вообще, только за первые 100 дней работы Curiosity провел 120 измерений. В будущем можно ожидать массу новых открытий, которые – без преувеличения – могут изменить наши представления о Марсе. Однако еще больше возможностей будет у новейшего марсохода, получившего обозначение Mars 2020.

«P» – значит пикап: как может выглядеть новая модель от Tesla «P» – значит пикап: как может выглядеть новая модель от Tesla

Илон Маск пообещал представить прототип электрического пикапа от Tesla

В «Битве» с самим собой В «Битве» с самим собой

Риналь Мухаметов не понаслышке знает, что такое преодолевать трудности

OK!
Третий путь атомной энергетики Третий путь атомной энергетики

В Курчатовском институте завершается модернизация токамака Т-15

Мосгордума для патриотов: как Навальный помешал «системным либералам» попасть в столичный парламент Мосгордума для патриотов: как Навальный помешал «системным либералам» попасть в столичный парламент

В новом составе Мосгордумы будет двадцать депутатов от оппозиции

Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Найти свое место в новой реальности Найти свое место в новой реальности

Кого из соискателей при прочих равных выбирают сегодня работодатели?

Земля переезжает Земля переезжает

Когда Солнце начнет затухать, корабль «Земля» уже прибудет к новой звезде

Притер и не заметил: что будет за ДТП на парковке Притер и не заметил: что будет за ДТП на парковке

Как сохранить права после незначительной аварии во дворе

Глобальный Рейх Глобальный Рейх

Что, если бы страны «оси» победили во Второй мировой войне

Naked Science
Выпей и продолжай худеть: 10 самых низкокалорийных алкогольных напитков Выпей и продолжай худеть: 10 самых низкокалорийных алкогольных напитков

Что если ты параллельно худеешь, а выпить хочется?

Криптовалюты. Поколение второе Криптовалюты. Поколение второе