Домой не прилетим: самолеты конца света США и России

Основные усилия США и России связаны с модернизацией ранее построенных самолетов

Naked ScienceHi-Tech

Домой не прилетим: самолеты конца света США и России

Соединенные Штаты и Россия хотят получить новые воздушные командные пункты на случай ядерной войны. Однако пока основные усилия связаны с модернизацией ранее построенных самолетов.

Илья Ведмеденко

0:00 /
987.324

Спастись и ответить

Призрак ядерной войны витает над миром с 1945 года, когда США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. На постсоветском пространстве эту акцию часто рассматривают как демонстрацию «преступных умыслов США». Но янки не стремились уничтожить СССР – своего союзника по Второй мировой, – иначе сделали бы это задолго до появления у оного атомной бомбы.

Межконтинентальная
баллистическая
ракета Р-7

Сталин настоящее рождение советского «чудо-оружия» фактически не застал: это случилось уже при Никите Хрущеве. Достать территорию США могла первоначально проблемная, но все же принятая на вооружение в 1960 году двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, к которой всегда был прикован огромный интерес за океаном. Переживания Вашингтона не были напрасными: удары по Штатам и гибель страны стали реальностью – как и уничтожение военной инфраструктуры, в частности командных центров, а также гибель военного и политического руководства, разумеется.

Так появилась идея создать самолет Судного дня: крылатую машину, с борта которой можно управлять армией и даже всей страной. В теории ее роль мог сыграть кто угодно, но это в теории: «вечно» находиться в небе нельзя. И даже просто перелет из пункта «А» в пункт «Б» в условиях военного времени может стать большой проблемой. Пришлось создавать специализированные машины.

Свою собственную атомную бомбу – РДС-1 – Советский Союз впервые испытал 29 августа 1949 года. Однако тогда он еще не имел носителя, который смог бы эффективно «работать» по территории США. В свою очередь, у Запада были не только передовые стратегические бомбардировщики (гигантский Convair B-36, например), но и базы в Европе, откуда можно было бомбить Страну Советов.

Американские самолеты

Соединенные Штаты ввели в строй воздушный командный пункт (ВКП) в 1962 году, модернизировав топливозаправщик КС-135А, который, в свою очередь, был модернизированным пассажирским Boeing-707. Первой же современной (с некоторыми оговорками) машиной такого класса стал Boeing E-4, известный сейчас как Nightwatch. Как и предполагалось, самолет получил большие рабочие помещения, которые оснастили самой передовой аппаратурой связи и обработки информации. Площадь рабочих помещений E-4 составляет 429,2 квадратных метра, что приблизительно в три раза больше аналогичного показателя самолетов ЕС-135С – одной из версий ВКП.

Boeing E-4 поднялся в небо 13 июня 1973 года. Здесь, впрочем, нужно внести ясность: не стоит путать эти машины с президентскими самолетами, тоже оснащенными по последнему слову техники и имеющими высочайший уровень защиты. К числу последних относится современный американский Boeing VC-25, или «Борт номер один» (Air Force One). Всего США построили два VC-25 начиная с 1986 года.

Boeing E-4

Что касается E-4, то изначально создали три E-4A и один E-4B: первые затем довели до уровня более поздней модификации. От старой версии и вообще практически от всех других существующих самолетов E-4B можно отличить по большому обтекателю, где находятся антенны спутниковой связи.

В качестве основы для E-4A и E-4B выступил хорошо известный четырехдвигательный дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолет Boeing 747. Стоит сказать, что хотя авиалайнер и выполнил первый полет в далеком 1969 году и имеет на своем счету множество аварий, он до сих пор считается одним из самых надежных пассажирских самолетов в истории. Шестьдесят три машины, потерянные в авариях, – не так много на фоне 1500 произведенных за все годы. Это, конечно, не тройка лидеров в плане безопасности, но вполне достойный показатель.

Чем примечателен сам E-4B? Во-первых, ценой. По данным из открытых источников, одна такая машина стоит примерно 220-250 миллионов долларов. До уровня стратегического бомбардировщика B-2 с ценником в два миллиарда зеленых, конечно, далеко. Однако, согласно оценкам, самолет Судного дня занимает почетную вторую позицию. Уместно напомнить, что истребители пятого поколения F-22 и F-35 после запуска в полномасштабное серийное производство (F-22, кстати, уже прекратили производить) сильно подешевели и давно не стоят столько, сколько стоили раньше.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
Правительство загружает РЖД дивидендами Правительство загружает РЖД дивидендами

Минфин заложил в трехлетний бюджет 277 млрд прибыли от железнодорожной монополии

РБК
Короли неба Короли неба

Реактивный моделизм не зря называют королевским видом спорта

Популярная механика
Поможет ли фильм Дудя в борьбе с ВИЧ в России? Поможет ли фильм Дудя в борьбе с ВИЧ в России?

В некоторых регионах России уже более 1% населения инфицировано ВИЧ

Forbes
Interstellar Lab планирует построить «марсианскую деревню» в пустыне Мохаве Interstellar Lab планирует построить «марсианскую деревню» в пустыне Мохаве

Добраться до Марса – это одно, а жить там – совсем другое

Naked Science
Ядерное оружие: может ли бомба оказаться Ядерное оружие: может ли бомба оказаться

Страх перед ядерным оружием не безоснователен

Популярная механика
Из Дубая – на Марс Из Дубая – на Марс

Оригинальная российская технология конструкторов пробивает себе дорогу

Популярная механика
Синдром панической атаки: как она появляется и есть ли способы с ней справиться? Синдром панической атаки: как она появляется и есть ли способы с ней справиться?

Панические атаки — настоящий бич жителей больших городов

Cosmopolitan
Летающий мопед Летающий мопед

Автожиры: полет над вулканом и не только.

Популярная механика
Семиместный Mitsubishi Outlander. Ты бы меня ещё о внуках спросил… Семиместный Mitsubishi Outlander. Ты бы меня ещё о внуках спросил…

Mitsubishi Outlander получил очередную порцию обновлений и третий ряд сидений

4x4 Club
«Рейдер» или «Непобедимый»: какой боевой вертолет выберет Армия США «Рейдер» или «Непобедимый»: какой боевой вертолет выберет Армия США

Выставка AUSA-2019 дала понять, каким может быть скоростной вертолет будущего

Naked Science
На свой страх и риск На свой страх и риск

Как отказаться от ненужной страховки

Лиза
На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота

Современные субмарины становятся неслышимы и невидимы для радаров

Популярная механика
Охотники и собиратели Охотники и собиратели

Если духи покупают за миллион долларов, значит, это кому-нибудь нужно?

Glamour
«А вот мы в ваши годы»: бумер, зумер и миллениал «А вот мы в ваши годы»: бумер, зумер и миллениал

Что такое теория поколений и к какому поколению отнести себя

Naked Science
Плата за успех Плата за успех

Как не попасться на удочку мошенника?

Cosmopolitan
Новая «Арктика» Новая «Арктика»

Атомоходы ЛК-60Я заменят ледоколы прошлых поколений

Популярная механика
Безнадежный тупик: почему страна богатеет, а доходы граждан падают Безнадежный тупик: почему страна богатеет, а доходы граждан падают

Госбюджет России в превосходной форме, а вот в экономике все неладно

Forbes
Великое злодеяние: психология геноцида Великое злодеяние: психология геноцида

Что заставляет один народ истреблять другой?

Naked Science
Что делать, когда твой друг все время жалуется на свои отношения? Что делать, когда твой друг все время жалуется на свои отношения?

Что если твой приятель слишком зациклился на своих отношениях?

Playboy
Беглецы и бродяги: кто уничтожил суперземли Солнечной системы и лишил ее обитаемой планеты Беглецы и бродяги: кто уничтожил суперземли Солнечной системы и лишил ее обитаемой планеты

Вокруг Солнца должны вращаться две потенциально обитаемые планеты, а не одна

Naked Science
Лукавое равноправие: что не так с отношением к женщинам в российском бизнесе Лукавое равноправие: что не так с отношением к женщинам в российском бизнесе

Первая в истории объективная оценка гендерного равенства в российском бизнесе

Forbes
В новый год – с новой китайской заразой: самые важные вопросы и ответы по коронавирусу 2019-nCoV В новый год – с новой китайской заразой: самые важные вопросы и ответы по коронавирусу 2019-nCoV

Вся известная информация и ответы на главные вопросы о коронавирусе

Naked Science
Бедные Виндзоры: 8 членов королевской семьи, которые не владеют миллионами Бедные Виндзоры: 8 членов королевской семьи, которые не владеют миллионами

Августейшие особы, которые гораздо беднее, чем ты думаешь

Cosmopolitan
Любовь и ОБХСС Любовь и ОБХСС

«Магомаев» — на Первом канале

Огонёк
«Болезнь Икс»: коронавирус может стать смертельной эпидемией, о которой ВОЗ предупредила в 2015 году «Болезнь Икс»: коронавирус может стать смертельной эпидемией, о которой ВОЗ предупредила в 2015 году

Коронавирус быстро превращается из легкого заболевания в смертельное

Forbes
Пора запускать «Бумеранг» Пора запускать «Бумеранг»

«Бумеранг» — уникальный БТР, но неизвестно когда он начнёт поступать в войска

Эксперт
Ухудшилось ли ваше отношение к Украине за последнее время? Вопрос дня Ухудшилось ли ваше отношение к Украине за последнее время? Вопрос дня

Украинские и российские социологи зафиксировали ухудшение отношений

СНОБ
Гаврило Принцип: террорист или борец за свободу? Гаврило Принцип: террорист или борец за свободу?

Убийство эрцгерцога Фердинанда послужило спусковым крючком Первой мировой войны

Дилетант
Такой себе «Скандал». Почему фильм о харассменте в Fox News стал разочарованием года Такой себе «Скандал». Почему фильм о харассменте в Fox News стал разочарованием года

Почему эту картину не спасают даже Николь Кидман, Шарлиз Терон и Марго Робби

Forbes
Открыть в приложении