«На маяк» Вирджинии Вулф — модернистский роман о семье и времени
В новом выпуске «Между строк» Егор Спесивцев рассказывает о романе «На маяк» английской писательницы Вирджинии Вулф
Вирджиния Вулф — английская писательница, феминистка и одна из главных фигур в европейской литературе «высокого модернизма». Вместе с другими видными интеллектуалами своего времени она состояла в элитном творческом объединении кембриджских выпускников, известном как «Группа Блумсбери». Авангардные писатели этого круга противопоставляли себя ханжеским викторианским нравам и пытались создать революционный литературный язык, который мог бы в полной мере описать сложное, парадоксальное устройство человеческого сознания.
Используя новаторские художественные средства, автор старалась отрефлексировать собственный жизненный опыт. Опубликованный в 1927 году роман «На маяк» тоже автобиографический, пускай и частично. В детстве Вирджиния очень любила приезжать в загородный дом своего отца, пока он не впал в депрессию после смерти матери Вулф в 1895-м. В романе «На маяк» писательница не только воскрешает мать, но и подселяет себя максимально близко к ней в лице одной из героинь.
На маяк (попасть нельзя)
По сюжету книги английское семейство Рамзи, родители и их восемь детей, приезжают в свой летний дом на острове Скай и планируют доплыть до находящегося поблизости маяка. С погодой героям не везет, на улице очень холодно и сыро, из-за чего совершить путешествие не удается. На этой почве глава семейства мистер Рамзи ссорится со своей женой миссис Рамзи и младшим сыном Джеймсом.
На протяжении всей первой части романа герои то и дело возвращаются к неслучившейся поездке. Персонажи пытаются разговаривать друг с другом, но подавленные обиды и беспощадное течение времени, размывающее все вокруг, сильно затрудняют общение. Например, миссис Рамзи постоянно проваливается в размышления о своих детях и переживает, что останется одна, когда они повзрослеют. В то же время маленький Джеймс из обиды