На изящном: как Эльза Скиапарелли привела изобразительное искусство в высокую моду
Автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова на этой неделе вспоминает, как художники и модные дизайнеры начали шагать рука об руку.
Совсем недавно мы обсуждали последнюю коллекцию Schiaparelli весна–лето 2023. Больше всего — наряды с головами льва, рыси и волчицы. Зацепившись за слова создателя коллекции и креативного директора бренда Дэниела Розберри, что это была изящная отсылка к «Божественной комедии» Данте Алигьери, многие пропустили другой его комментарий: «Художественное наследие сюрреализма никогда не было более живым, чем сегодня». А это была уже отсылка к истории модного дома и сотрудничества его основательницы Эльзы Скиапарелли в 1910-х годах с именитыми современными художниками. XX век, в котором были основаны многие модные дома, был знаменит своими «артификациями», или, как бы сейчас сказали, коллаборациями с именитыми художниками.
Почему в начале XX века художники начали работать с модельерами?
Мода и искусство переплелись в начале XX века — спасибо движению постмодернизма. Постмодернизм тогда охватил почти все области знания: науку, философию, политику, новые технологии, культуру, искусство. (Источник: Основы теории и истории культуры: учебное пособие / под ред. В. Б. Александрова, М. А. Алякринской. Санкт-Петербург: Издательство СЗАГС, 2011. 328 с.)
Появление этого движения объяснялось экономическими и социальными трансформациями. Еще в середине XIX века на фоне агрессивной индустриализации и появления новых женских профессий сформировались первые движения за права женщин. Им официально разрешили работать, а значит, требовалась соответствующая одежда — женщины выстроились в очередь к модельерам. Поэтому в конце XIX — начале XX века стали открываться первые дома моды.