Отрывок из текстовой версии аудиоспектакля «На чужих берегах» об эмиграции

СНОБКультура

На чужих берегах. Фрагмент аудиоспектакля к 100-летию первой волны русской эмиграции

Зинаида Гиппиус в домашней обстановке с Д. Философовым и Д. Мережковским, 1914 год. Фото: Wikipedia / CC0

К 100-летию первой волны русской эмиграции в крупнейшем книжном сервисе в России и странах СНГ «ЛитРес» вышел эксклюзивный аудиоспектакль «На чужих берегах» режиссера Александра Плотникова. Создатели спектакля попытались ответить на вопросы: какие испытания проходят в изгнании, является ли эмиграция исторической травмой и как опыт этой травмы отражается в нас сегодня? «Сноб» публикует фрагмент текстовой версии спектакля.

РАССКАЗЧИЦА. Вполне буржуазный дом, вполне буржуазная, хотя и очень скромная и безвкусно обставленная, квартира с многотомной библиотекой. Мережковский всегда и всюду первым делом обзаводился библиотекой. Он не мог и дня прожить без книг. В разговоре он постоянно цитировал древних и средневековых авторов. Его недаром называли «полководцем цитат».

Адамович представляет Георгия Иванова и меня Зинаиде Николаевне Гиппиус. Она, улыбаясь, подает мне правую руку, а в левой держит лорнет и в упор разглядывает нас через него — попеременно — то меня, то Георгия Иванова.

Я ежусь. Под ее пристальным, изучающим взглядом я чувствую себя жучком или мухой под микроскопом — очень неуютно.

Мережковский, здороваясь с нами, рассеянно оглядывает нас и продолжает свои рассуждения об Атлантиде.

Злобин, играющий роль секретаря Мережковского, находит для меня место за столом и приносит мне чашку чая.

Зинаида Николаевна усаживает Георгия Иванова возле себя с правого, слышащего уха и, не обращая внимания на общий разговор, подвергает его перекрестному вопросу-допросу: «что, как и зачем, а если нет — то почему?», стараясь выпытать у него, «интересуется ли он интересным».

Оказывается — интересуется. Если не всем, то все же главнейшим — спасением России.

Я смотрю на Зинаиду Николаевну. Она все еще время от времени наводит на меня стекла своей лорнетки. Я знаю, что она очень близорука, но меня все же удивляет это бесцеремонное разглядывание. Удивляет и смущает, но не обижает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении