Мысли на морозе. Почему оттепель в России не повторится
Эпоха Хрущева принесла с собой ощущение новых надежд. Но, несмотря на то, что разговоры о новой оттепели идут не так редко, надеяться на ее повторение в наше время не стоит — у нас нет для этого некоторых необходимых вещей
То, что важнейшая эпоха в истории Советского Союза оказалась названа оттепелью, по-своему символично. Оттепели — явление не всегда приятное, способное причинить много мелких бытовых неудобств и далеко не обязательно внушающее надежды на весну — настоящее облегчение они приносят, только если зима становится невыносимой. Оттепель была названа оттепелью именно из-за чувства облегчения, внезапно испытанного очень многими, так что название повести Ильи Эренбурга стало именем эпохи.
Что давало людям повод для такого облегчения? По-видимому, у каждого он был свой. Для кого-то важнейшим было осуждение «культа личности» и «нарушений социалистической законности» (сначала в закрытом докладе на партийном съезде, но потом явочным порядком переставшее быть секретом) и начало реабилитации жертв массовых репрессий сталинской эпохи. Кто-то смог выбраться из бараков и получить отдельную квартиру в пятиэтажке, массовое строительство которых началось именно в эти годы. В деревне перевели дух после отмены тяжелых налогов, которыми облагались подсобные хозяйства, а потом получили паспорта и государственные пенсии, которые отменяли фактический статус колхозников как людей второго сорта. Для кого-то важным было то, что страна хоть немного открылась миру, отменив суровую изоляцию от Запада последних сталинских лет, а атмосфера паранойи стала понемногу отступать.