«Мысленный волк» Валерии Гай Германики: фильм-провокация на религиозную тему
Режиссер Валерия Гай Германика, не снимавшая полные метры пять лет, вернулась на «Кинотавр» с фильмом про женщину и ее взрослую дочь, которые ненадолго обретают взаимопонимание, сплоченные страхом перед выдуманной историей о злом волке. Как всегда, у Гай Германики получилась картина-провокация, подстрекающая зрителя размышлять.
Начнем с главного: “Мысленный волк” — это ужастик, мрачный, местами до мурашек страшный, но чаще всего просто интересный. Причем хоррор религиозный: в прологе мы видим, как мертвец, отпетый по всем православным обрядам, вдруг просыпается в раю. Эта сочно, чувственно и с гротеском снятая (причем без монтажных склеек) сцена сразу же настраивает зрителя на русский перепев “Американских богов” — разнузданного и порочного сериала по сентиментальному роману Нила Геймана. Но этот пролог и этот герой фильму больше не пригодятся. И из залитого янтарным закатом рая события быстро спустятся в дремучий и непроходимый русский ад.
Девушка с ребенком приезжает из Петербурга в деревенскую глушь. Ребенок сидит на алюминиевом троне, закрепленном поверх рюкзака, — так что зритель сразу осознает, кто здесь господин. Действительно, девушка здесь ради сына: ее цель — уговорить мать продать старый дом. А еще из-за рюкзака и ребенка зритель готовится много бояться — ведь он ни разу не увидит, что происходит за спиной героини. А там наверняка прячутся лесные монстры. По крайней мере, так говорит мать девушки — еще молодая и красивая женщина, двадцать пять лет танцевавшая и учившая танцевать, но зачем-то сбежавшая из Петербурга в глубинку. Дочь находит мать на сельской дискотеке, откуда они через дремучий лес идут в отчий дом на хуторе Небылое. Название звучит почти как “Неверленд” — сказочное вроде бы место, где, как теперь кажется многим, ломались детские судьбы. Мать в “Мысленном волке” тоже охотно калечит дочь словами и упивается своей властью над ней. А строится эта власть на страхе: женщина так часто пугает девушку злым волком, живущим в лесу, что очень быстро в монстра начинает верить не только героиня, но и зритель.