«Мы вздрагивали, слыша его шаги»: как Иван Айвазовский бил жену
Дочери британского врача, скромной гувернантке Юлии Гревс не повезло дважды. Первый раз — когда она приняла предложение выйти замуж от известного художника Ивана Айвазовского. Второй — когда вину за неудачную семейную жизнь возложили на девушку. До сих пор считается, что юная вертихвостка развелась с мужем, потому что мечтала блистать в свете, а не жить в провинциальной Феодосии. Но на самом деле всё обстояло совсем иначе…
В 1848 году Иван Айвазовский уже был настолько известным и модным художником, что даже аристократические семьи были готовы выдать за мужчину дочерей, хотя сам Иван похвастаться высоким происхождением не мог. Однако выбрал художник не одну из дворянок, а простую гувернантку — дочь британского врача Юлию Гревс.
Впервые Айвазовский увидел Юлию на приеме в Санкт-Петербурге. Красота девушки, которую не портили ни строгое черное платье, ни простая прическа, пленила художника. Чтобы ближе познакомиться с гувернанткой, Иван предложил уроки рисования девицам, которых сопровождала Юлия. А через две недели странных свиданий, на которых и поговорить толком было нельзя, передал ей записку с предложением руки и сердца. Юлия ответила согласием.
Петербургскую знать выбор Айвазовского шокировал, ведь художник мог рассчитывать на гораздо лучшую партию. Однако молодые прожили в столице недолго: обвенчавшись, почти сразу они уехали в Феодосию. У супругов родились четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Айвазовские казались всем счастливой парой, окруженной детьми. Однако в 1877 году они развелись.
«Я переносила от мужа сверх своих сил»
Историки, изучающие жизнь Айвазовского, сходятся во мнении, что инициатором разрыва была Юлия: она-де рассчитывала после удачного брака блистать в свете, а оказалась запертой в провинциальном городе. Некоторые эксперты предлагают более «мягкую» версию конфликта: когда дочери повзрослели, мать хотела переехать в место, где «рынок женихов» богаче, а Айвазовский предпочел остаться в Феодосии, которую очень любил.
Но Гревс не была легкомысленной барышней, мечтающей о балах. Она во всем поддерживала мужа: ездила с ним за границу, участвовала в раскопках древних курганов возле Феодосии и Керчи, составляла опись находок и отправляла их в Петербург. Почти 30 лет такого брака очень мало похожи на союз творческого человека и не понимающей его любительницы светской жизни. Юлия искренне хотела разделить жизнь Ивана — вот только он сам желал совсем иного.
В фонде III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, хранящемся в ГА РФ, сохранилась жалоба Александру II, написанная Юлией 8 марта 1870 года. Из нее становится понятно, почему Айвазовский предпочел аристократкам скромную, тихую бесприданницу, за спиной которой не стояли влиятельные родственники.