«Мы рождены не работать, а наслаждаться жизнью». Правила бизнеса Джека Ма
Основатель Alibaba и богатейший предприниматель Китая о том, как он перестал завидовать Биллу Гейтсу, почему не умеет тратить деньги и чему готов учиться у Фореста Гампа
На этой неделе бывшему учителю английского языка Джеку Ма удалось стать самым обсуждаемым миллиардером в мире. Для этого ему всего лишь пришлось в минувшую субботу обмолвиться в интервью гонконгской газете South China Morning Post, что последние десять лет самый богатый китаец (№20 в глобальном списке Forbes, состояние — $39 млрд) готовился к тому, чтобы покинуть Alibaba — компанию, которую он растил два десятилетия и чье IPO на $25 млрд в 2014 году стало крупнейшим в мире. В понедельник Ма уточнил свои планы: он уступит место предправления Alibaba ее генеральному директору Дэниэлу Чжану, а сам перейдет в совет директоров, который окончательно покинет через пару лет.
Перед тем как создать Alibaba в 1999 году Ма руководил компанией по разработке сайтов. Он запустил ее в 1995 году, вложив в проект $200 000 и через три года заработал $800 000. А еще раньше Ма безрезультатно околачивал пороги крупных компаний, в которые пытался устроиться наемным работником. Ему отказали в 30 компаниях, например, в KFC он оказался единственным из 24 претендентов, не прошедших собеседование. В Гарвардской школе бизнеса его документы отклоняли десять раз. Тем показательнее, что сегодня в некоторых китайских домах Джеку Ма в буквальном смысле поклоняются как богу денег.
Forbes вспомнил самые яркие высказывания китайского бога денег, который изменил мировой рынок интернет-торговли, теперь готовится пенсию и полностью посвятит себя филантропии.
Сегодня всё сложно, завтра будет ещё сложнее, а послезавтра всё будет замечательно.Но большинство из нас умрёт завтра вечером.
В России люди так много говорят о проблемах. Я же считаю, что сейчас самое время подумать о будущем. И как предприниматель я всегда смотрю в будущее с оптимизмом.
Бизнес — это как свадьба. «Ок, ты ничего, давай жениться» — так просто это не работает. Перед тем как выходить замуж, нужно сначала повстречаться какое-то время, узнать друг друга, так что нам нужен хороший опыт «ухаживания».
Мы ищем не основателей, а команды. Мы считаем, что очень важно, чтобы команда верила в то, что она делает. Например, много лет назад на китайском рынке мы сами начали конкуренцию с eBay. Мы как команда любили наш рынок и верили, что можем улучшить его в перспективе 10–20 лет. Более того, нам некуда было отступать: в отличие от eBay у нас был только китайский рынок — и мы победили.
Когда мы находим партнеров, в которых инвестируем, мы помогаем, но не мешаем им добиться успеха. Этим отличается наша модель глобализации от американской. Американцы хотят быть крупнейшими акционерами. Мы же ищем партнеров, вкладываем деньги и считаем, что они должны быть номер один в компании, а не мы.