«Мы потеряли до 70% выручки»: как за неделю перевести крупнейший гастрономический фестиваль в онлайн
Создательница проекта «Маркет местной еды» Анастасия Колесникова в условиях, когда нельзя провести традиционный маркет, вместе с командой за неделю придумала и запустила онлайн-фестиваль #STAYHOMEFEST. Она рассказала Forbes Woman, как выглядит фестиваль еды на удаленке, почему нужно бысть осторожным с переходом на доставку и какие навыки помогут представителям гастробизнеса пережить любой кризис.
Гастрономический бизнес одним из первых ощутил на себе негативные последствия карантинных мер. Многие кафе и рестораны решили перейти на доставку, а некоторые — и вовсе закрыться до тех пор, пока режим самоизоляции не будет снят. Гастрофестивали, для которых весеннее-летний период самое активное время, отменяются или переходят в онлайн-форматы. Так, Российский ресторанный фестиваль в этом году проходит в формате Home Edition: все сеты из ресторанов-участников доставляют на дом. Команда «Маркета местной еды» тоже решила попробовать перенести свою работу в онлайн.
Когда и как вы с командой поняли, что пандемия — это серьезно, и она все изменит?
«Местная еда» изначально была создана так, чтобы быть устойчивой. Чтобы этого добиться, я сразу старалась построить компанию, у которой были бы разные направления разных форматов: event-направление (собственные маркеты в офлайне и фудкорты под заказ), онлайн-направление («Школа гастрономического бизнеса»), консалтинг и проектная деятельность.
Мы уже достаточно давно работаем удаленно или в коворкинге, поэтому сказать, что команда сразу запаниковала, нельзя: все было как у всех, но нам было чуть легче. В нашей работе есть сезонность: маркеты проходят в теплое время года, поэтому с января по март — время подготовки к маркету, разработки концепции, проработки проектов с большими новыми клиентами.
Наверное, уже в конце февраля я поняла, что вирус дойдет до нашей страны. В начале марта я вернулась из Амстердама и села на самоизоляцию, а потом и вся команда села. Уже тогда думала, что сейчас нам нужно будет больше работать над онлайн форматами, но я не предполагала, что история коснется маркетов и фестивалей.
Что вы предприняли первым делом?
Я начала анализировать, что происходит в других странах, и записала видео-обращение к команде, в котором объясняла, что нас ждет. У нас есть такая группа в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) «Профсоюз местной еды» — это гастроэнтузиасты и малые бизнесы. Я начала туда писать, основываясь на происходящее за рубежом, что нас ждет. В начале-середине марта я говорила о том, что сейчас всем ресторанам и кафе нужно запускать доставку и максимально ее прокачивать, а также работать над доставкой ингредиентов и рецептов, чтобы люди сами готовили ресторанные блюда. Тогда ребята говорили: «Насть, ты чего, не сгущай».
Но что начало происходить? Люди перестали ходить в кафе, выручки начали падать. Я хорошо помню: в начале недели ребята рассказали, что у них упали выручки на 30%, а через несколько дней это было уже 70%. Тогда уже никто не смеялся над моим предложением доставки. Все начали срочно думать, что делать. В этот момент мы запустили «Карту местных героев» — карта заведений, которые находятся рядом с человеком и работают на доставку, а на начальном этапе — у которых можно было купить депозит и взять take away. Сейчас на карте уже около 300 участников по всей стране, но думаю, что их число еще увеличится. Позже появился проект «Ящик местной еды», в котором можно купить товары, которые производятся небольшими, семейными производствами.
В какой-то момент стало понятно: мы не проводим собственный маркет, запланированный на 18-19 апреля. Тогда мы всей командой начали придумывать новые бизнес модели.
Как пришла идея делать онлайн-фестиваль #STAYHOMEFEST? Насколько сложно было его организовать?
В конце марта я сказала команде: «Давайте делать онлайн-маркет». Все спрашивали, как мы его сделаем. Но в тот момент многие офлайн бизнесы начали переход в онлайн, например, мои друзья «Спортивная секция» делали онлайн-занятия. А некоторые бизнесы хотели, но не понимали, как. Мы запланировали маркет на 4-5 апреля. Тогда мне казалось, что ограничения быстро снимут и людям будет уже не до онлайна. Мне же хотелось успеть попасть в момент изменения паттерна поведения.