«Мозг — не для того, чтобы думать». Как на самом деле работает главный орган нашего тела
Нейробиолог Лиза Фельдман Баррет дает семь с половиной уроков о мозге

Вы уверены, что главная задача мозга — думать? Что вы контролируете мозг, а не он вас? Что все вокруг существует на самом деле, а не моделируется, как матрица, у вас в черепной коробке? Если да, то в новой книге психолога и нейробиолога Лизы Фельдман Баррет «Семь с половиной уроков о мозге» для вас найдется хотя бы один сюрприз. Тем более что при ее пересказе мы задействовали суперспособность мозга к компрессии. Но обо всем по порядку.
Половина урока: наш мозг – не для того, чтобы думать
Мы уверены, что именно способность «думать» отличает нас от мира животных. На самом деле мозг в основном занимается не этим. «Думаем» мы лишь иногда, а вот дышим, перекачиваем кровь, вырабатываем гормоны и ферменты, обновляем клетки и поддерживаем температуру тела — всегда. Все это надо учитывать, направлять и проверять. Это и есть обязанность мозга. На нашей гигантской биохимической фабрике он — главный менеджер и бухгалтер, который ведет учет и поддерживает баланс энергетических доходов и расходов. Он управляет движением более 600 мышц, поддерживает баланс десятков разных гормонов, перекачивает кровь в объеме нескольких тысяч литров в день, регулирует расход энергии миллиардов мозговых клеток, контролирует переваривание пищи и выделение отходов и помогает организму бороться с заболеваниями – каждое мгновение нашей жизни. А наши воспоминания, эмоции, мысли, галлюцинации и ощущения – лишь побочный эффект главной миссии нашего мозга, которая состоит в том, чтобы мы были живы и здоровы. И в идеале, передали свои гены следующему поколению.
Урок 1: мозг у нас один (а не три, как гласит популярная теория)
Наверняка вы хоть раз слышали или читали о теории «тройственного мозга». Ее идея в том, что наш мозг состоит из трех конкурирующих частей. Самая древняя — «мозг рептилии» — досталась нам от ящеров и отвечает за выживание и физические функции. Средняя — «лимбическая система» — унаследована от древних млекопитающих и регулирует эмоции. Самая молодая — кора полушарий — уникальный человеческий мозг. Его еще называют неокортексом. Входящая в него префронтальная кора контролирует лимбическую систему и рептильный мозг, сдерживая наше животное начало. Теорию тройственного мозга любят авторы популярных книг и маркетологи. Но наука отвергла ее еще в 1990-х благодаря открытиям молекулярной генетики. Теперь мы знаем, что мозг рептилий состоит из таких же нейронов, как мозг млекопитающих. И на самом деле в нашем мозге нет принципиально новых частей, которые бы полностью отсутствовали у других животных. Может, они у них меньше или недоразвиты, но в каком-то виде есть. Строится мозг всегда по одному и тому же плану. Просто в процессе эволюции этапы его строительства у разных видов стали варьироваться по длительности. Процесс формирования коры у игуаны короче, чем у мыши, а у мыши короче, чем у человека. Но если бы мы могли продлить этап строительства коры у зародыша игуаны, у него выросло бы нечто похожее на наш неокортекст
Урок 2: наш мозг – это информационная сеть
В мозге — 128 миллиардов нейронов, объединенных в единую гибкую структуру. Для сравнения: во всем мировом интернете вещей сейчас не больше 31 миллиарда подключенных девайсов. Нейроны находятся в круглосуточной коммуникации друг с другом и обмениваются химическими и электрическими сигналами через синапсы — это места контакта между их отростками. За одно мгновение каждый нейрон передает информацию нескольким тысячам других и получает информацию еще от нескольких тысяч, создавая в результате более 500 триллионов связей. Как ему это удается? Благодаря хорошей логистике. Нейроны коммуницируют друг с другом не напрямую — это было бы слишком долго. Сигналы от них собираются и распределяются через мелкие и большие узлы связи. Благодаря этому системе большинство нейронов может одновременно