Москва 2080. Фантастическая шутка с весомой долей правды
Фантастический рассказ — всего лишь интересное чтиво. но только если он не написан с опорой на надежные источники. в таком случае это уже не фантастика, а научно обоснованная картина будущего, к которому мы стремимся с нарастающей скоростью
Отправившись в магазин за кефиром, шестиклассник Коля Герасимов нашел машину времени и оказался в Москве 2080-х. В этих сценах «Гостьи из будущего» город конца XXI века показан таким, каким он представлялся жителям конца XX столетия: обширные зеленые пространства, летающий транспорт и группы инопланетных туристов в поисках Музея Пушкина.
Теперь многие из этих прогнозов выглядят наивными. Но некоторые по-прежнему актуальны, и уже сегодня можно заметить предвестники будущего, которое ждет нас впереди. Чтобы взглянуть на него, последуем примеру Коли: запрыгнем на летающий флип и отправимся из Института времени… в Москву, конечно.
Урбанизация
В 2080-м столица окончательно слилась с областью и поглотила соседние крупные центры, а уж деревенских жителей во всей стране практически не осталось. За последние столетия урбанизация наступала по нарастающей: еще в начале XX века в городах проживало около 15 % населения Земли, в 2000-х — больше 50 %. К середине XXI века горожане составляли уже почти 68 %*, причем наибольший прирост пришелся на крупные города.
Такой прогноз содержится в докладе Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН. По оценкам экспертов, к 2030 году на планете будет 43 мегагорода-агломерации, крупнейшим из которых станет Дели, обойдя нынешнего лидера — Токио.
Слиянием и поглощением мегаполисы разрастались в колоссальные сверхструктуры с населением в 10 млн человек и более. Еще в 2020 году их насчитывалось более 30, включая крупнейший Большой Токио (38 млн жителей) и Москву с окрестностями (17–20 млн жителей)*.
По данным отчета demographia.com, в 2020 году Московская агломерация заняла 15-е место в мире по численности населения с результатом 17 млн 125 тыс. человек. При этом учитывалась лишь территория сплошной застройки. По данным Росстата, в Москве и области проживает 20 млн 200 тыс. человек.
Высокоразвитые агломерации привлекали специалистов из других мегаполисов и даже стран, многие из которых уступали мегагородам в культурной и экономической мощи. На рынке труда и инвестиций конкуренция между «полисами» в XXI веке стала таким же важным фактором, как и соперничество между государствами в XX. Это подтолкнуло некоторые правительства вложиться в колоссальные проекты по возведению «спланированных» мегаполисов*.
В 2005 году саудовский король Абдалла дал старт строительству города КАЕС. Расположенный на берегу Красного моря, он должен стать инновационной альтернативой «старому», зависимому от нефти Эр-Рияду. Планируется, что здесь заработает промышленный парк, крупный порт, образовательные и финансовые учреждения, курорты.
Но Москва росла сама и в 2080-м сохранила положение крупнейшей агломерации в Европе, с которой по количеству жителей сравнится разве что Большой Лондон. Глядя на нее с высоты полета флипа, в это трудно поверить: в городе почти не видно ни людей, ни транспорта.
Децентрализация
Еще в 2020-х около 8 % всей площади Москвы покрывали дороги, и это считалось недостаточным на фоне европейской нормы в 15–20 %. Но в 2080-х «проезжей части» стало еще меньше: жителям почти не приходится покидать окрестности своего дома. Децентрализация помогла решить многие застарелые проблемы, возникшие во времена, когда типичный горожанин жил на окраине и каждый день отправлялся на работу в центр.
Советские архитекторы пробовали отказаться от радиальной схемы города, продвигая идею самодостаточного микрорайона, жители которого могут получить все необходимые услуги — от магазинов до поликлиник и кинотеатров — в пределах пешей доступности. В мировых масштабах эта концепция расцвела* благодаря цифровым технологиям.
Большой Токио существует и управляется не как единый мегаполис: 23 специальных района и один центральный имеют собственные муниципалитеты. К нему же относят прилегающие города соседних префектур, также никак не связанные общим деловым, производственным или транспортным центром.
Уже с первой половины XXI века потребность в личном присутствии в офисе стала снижаться, появилось больше удаленной работы, избавляющей людей от ежедневных поездок на транспорте. Городские центры окончательно превратились в исторические достопримечательности. Въезд транспорта сюда закрыт.