Моральный кодекс. Как борьбу с инсайдерами приняли за попытку обуздать рубль
Новость о том, что ЦБ хочет заранее получать информацию о крупных валютных сделках, которые могут повлиять на курс рубля, взбудоражила рынок. В действительности дела обстояли иначе и речь шла отнюдь не о борьбе с волатильностью
В своем эксклюзивном материале 3 декабря журналисты Reuters предположили, что Банк России стремится к тому, чтобы получать информацию о крупных сделках на валютном рынке заранее, с целью ограничить колебания на нем.
Дыма без огня не бывает: действительно тема создания некоего механизма, согласно которому банки могли бы сообщать о полученном большом клиентском заказе Банку России, обсуждалась на заседании Совместного совета валютного рынка НФА-ACI Russia (ССВР) еще 21 июня 2018 года.
Для понимания дальнейшего важен контекст: вопрос обсуждался в разделе «разное», посвященному резонансному случаю, когда американская фемида обрушилась на бывших руководителей валютных операций банка HSBC Марка Джонсона и Стюарта Скотта — граждан Великобритании, обвинив их в незаконном получении прибыли для банка при исполнении клиентского заказа нефтяной компании Cairn Energy на сумму 3,4 млрд фунтов в 2011 году.
Марк Джонсон был арестован в июле 2016 года в Нью-Йорке, пробыл в тюрьме 2 года и был выпущен под залог только этим летом. Судебная тяжба продолжается, и ACI — The Financial Markets Association выступила на стороне Марка, направив в суд Нью-Йорка Amicus Brief — юридическое заключение, в котором обосновала невиновность трейдеров HSBC с точки зрения Глобального кодекса валютного рынка (FX Global Code) — свода общих принципов добросовестной работы на рынке, разработанного под эгидой BIS – Банка международных расчетов в Базеле рабочей группой, состоявшей из представителей центральных банков 16 стран и профессионалов индустрии валютного рынка, сформировавших Global FX Committee.
Этот случай хорош тем, что он показывает важность понимания нюансов проведения операций и следования профессиональной этике, которая может вступать в противоречие с житейской логикой и представлениями о мошенничестве у прокуроров и судий.
За последние годы банки во всем мире стали слабой стороной в разбирательствах с клиентами, заплатив более $10 млрд штрафа по различным случаям, связанным с манипуляций фиксингами и неправомерным использованием информации о клиентских сделках.