США под предлогом борьбы с наркотиками хотят установить контроль над Венесуэлой

МонокльОбщество

Венесуэльская авантюра Трампа

США под предлогом борьбы с наркотиками пытаются установить контроль над Венесуэлой, а точнее, над ее нефтью. Каракас в случае американской интервенции намерен сражаться и рассчитывает на поддержку Москвы

Александр Смирнов

Демонстрации в Венесуэле любят устраивать как сторонники, так и противники действующей власти. EPA/Miguel Gutierrez

Американский военный флот уже полтора месяца находится в международных водах неподалеку от побережья Венесуэлы. По официальной версии, армия США борется с нелегальной транспортировкой наркотиков. Однако Венесуэла не является ни знаковым производителем, ни ведущим транзитером смертельного товара. Зато обладает крупнейшими в мире доказанными запасами нефти.

Да и военная группировка США, отправленная к венесуэльским берегам, мало подходит для борьбы с наркокартелями: семь военных кораблей, подводная лодка, около 4500 военнослужащих, половину из которых составляют морские пехотинцы, — явно излишняя сила для перехвата скромных моторных лодок контрабандистов и наркоторговцев.

Пока что американские военные ограничились уничтожением нескольких судов, которые, по их утверждению, перевозили наркотики. Убийство в международных водах безвестных морских путешественников, пусть даже и подозреваемых в преступлении, никак не вписывается в международное право. В Вашингтоне и не пытаются искать оправдания. Пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт прямо заявила, что власти США считают президента Венесуэлы Николаса Мадуро «пока еще не пойманным главой наркокартеля».

Американский наркотрафик

В США действительно существует проблема высокой смертности от передозировки наркотиков: в 2023 году умерло 107 тыс. человек, в 2024-м — 87 тыс. Всего же с 2000 года смертность от передозировки наркотиков увеличилась примерно в пять раз.

Главным виновником стал синтетический опиоид фентанил, на него приходится три четверти летальных исходов. Это анальгетик, который применяется в медицине для снятия острых болей, в 50 раз сильнее героина и в 100 раз сильнее морфия. В связи с ростом спроса на черном рынке фентанил стали производить кустарным способом. Одна его таблетка продается в США всего за несколько долларов в розницу, в то время как аналогичная доза героина стоит несколько десятков баксов. Это превратило фентанил в наркотик для бедных.

Небольшое снижение смертности от передозировки в 2024 году объясняется тем, что американские медики начали массово применять налоксон — антидот, более точечно помогающий при передозировке опиатов. Кроме того, сами наркокартели стали бережнее относиться к своим клиентам, число которых стремительно сокращается. Они уменьшили количество действующего вещества в таблетках — некоторые особо щедрые производители доводили содержание чистого фентанила до 9 мг, при том что уже 2–3 мг при определенных обстоятельствах вызывают летальный исход.

Основным производителем фентанила, попадающего в США, являются мексиканские наркокартели. В мае этого года Дональд Трамп предложил президенту Мексики Клаудии Шейнбаум направить в ее страну американские войска для борьбы с наркотрафиком. Однако Шейнбаум здраво рассудила, что ввести в Мексику солдат США гораздо проще, чем потом заставить их уйти домой, и отказалась от «помощи». Трамп назвал ее «милой женщиной», которая боится картелей, но не стал настаивать и тем более причислять ее к пособникам или руководителям наркокартелей.

Что касается более привычного для американцев кокаина, то его основным производителем остается Колумбия. Нелегальные плантации коки также есть в Перу и Боливии. Начиная с 1980-х годов американские военные помогали правительствам этих стран бороться с наркокартелями, но в итоге безуспешно. В ходе первого президентского срока Трампа США отправили в Колумбию около полусотни военнослужащих, обучавших местных стражей порядка бороться с наркомафией, но с тем же результатом. Местные власти часто смотрят на кокаин не так строго, как это принято в США. Например, в феврале этого года президент Колумбии Густаво Петро вообще заявил, что кокаин не вреднее виски, и предложил легализовать его.

Итак, ключевые производители наркотиков, поступающих в США, Мексику и Колумбию, сами имеют выходы к Тихому и Атлантическому океанам, хотя частично трафик идет и через Венесуэлу. Однако фентанил производят преимущественно мексиканцы, и через американскую границу его поставляют в основном по суше. Тем не менее главным «не пойманным главой наркокартеля» был назначен Мадуро, и американский военный флот изо всех сил «перекрывает поставки наркотиков» у берегов Венесуэлы.

Какая же связь между официальными претензиями Трампа к Каракасу и реальностью? Ровным счетом никакой, как ее не существовало при ведении торговых переговоров с Китаем и Канадой: тогда Трамп постоянно притягивал за уши тему фентанила, обвиняя эти страны в засилье наркотиков на улицах американских городов.

Например, Китай официально поставляет в Мексику вполне легальные прекурсоры (применяемые в фармацевтике, лакокрасочной промышленности и других производствах), часть из которых скупают наркодилеры и изготавливают из них фентанил. Но с таким же успехом можно обвинять производителей сельхозудобрений в пособничестве террористам, так как те производят из селитры взрывчатку. Канадские нелегальные лаборатории по производству фентанила — это капля в море по сравнению с промышленными объемами мексиканских картелей.

Секрет этой риторики прост: Трамп опасался, что подорожание импортных товаров в США отразится на его рейтинге. В то же время, согласно опросам общественного мнения, проблемой наркотиков озабочены примерно три четверти американцев. Поэтому глава Белого дома решил «наказать» китайцев и канадцев за «производство наркотиков», то есть нашел благовидный предлог для введения пошлин.

TASS

Аналогичный расчет был сделан в ситуации с Венесуэлой: Трампу нужен повод для игры мускулами в латиноамериканском регионе. И отчасти глава Белого дома добился желаемого: 36% американцев поддержали идею об отправке военных кораблей к венесуэльским берегам для «борьбы с наркотрафиком», еще 38% выступают против, а остальные не определились. Но при этом за военную интервенцию в Венесуэлу пока что выступают всего 16% граждан США, а против высказались 62%.

Трамп не изобрел ничего нового: еще в 1989 году американские военные оккупировали Панаму и вывезли ее лидера Мануэля Норьегу в США «судить за наркоторговлю». Кроме того, выдвигая легенду о «венесуэльских наркотиках», Трамп защищает свою военную авантюру от возможной критики со стороны Демократической партии — в таком случае демократы в глазах избирателей грозят выступить «пособниками наркокартелей».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении