Как менялись схемы отъема квартир — от кражи и убийств до звонков нейросети

МонокльОбщество

Темная сторона квартирного вопроса

Как менялись схемы отъема квартир — от кражи и убийств до звонков нейросети

Кристина Важенина

Обман нотариуса — одна из популярных у мошенников схем. Zoonar/Imago/TASS

Квадратные метры в двух столицах — вот чего вожделеет не одно поколение жуликов и аферистов.

С начала 2024 года число москвичей, пожелавших поставить запрет на сделки с недвижимостью без их личного участия, увеличилось в полтора раза. По данным Росреестра, в столичном Едином государственном реестре недвижимости появилось 115,6 тыс. новых записей об этом.

Пресс-служба ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти сообщает, что за последние три года (с 2022-го по 2024-й, более свежих цифр пока нет) в суды было направлено 14 уголовных дел о 54 преступлениях с недвижимостью, 47 из которых совершены группой лиц по предварительному сговору. Ущерб составил около 200 млн рублей. По столице такая статистика не раскрывается.

Представители силовых структур утверждают: сегодня стать жертвой мошенников может практически любой житель нашей страны. Знания и статус при этом не играют никакой роли. Достаточно вспомнить историю с квартирой певицы Ларисы Долиной в элитном ЖК «Ксеньинский» в Хамовниках. Певица поверила звонившим ей «сотрудникам ФСБ» и, следуя их указаниям, продала шикарное жилье площадью 236 квадратных метров за 112 млн рублей, а средства передала аферистам. Фальшивые эфэсбэшники убедили артистку, что за ее имуществом ведется охота и защитить его можно только продажей и переводом денег на «безопасный счет». Этот куш наверняка был самым крупным в истории мошенничества с недвижимостью в Москве. Закончился он уголовным делом для 60-летней курьерши и потерей денег для покупательницы, поскольку 8 сентября 2025 года Мосгорсуд оставил в силе решение первой инстанции: вернуть Ларисе Долиной ее квартиру, которую она продала под влиянием телефонных мошенников.

Залог несчастья

В начале 2000-х в обеих столицах кипела риелторская жизнь, граждане вкладывали средства в покупку жилья. Активизировались и мошенники. Страдали все: агентства недвижимости, покупатели, продавцы. В 2002 году в Дзержинском районном суде Петербурга рассматривалось дело некоего Петра Кульманова. Он принес убытки трем агентствам, обманул 20 человек и присвоил 120 тыс. долларов. Схема была простая: Кульманов устраивался на работу в агентство, заключал договоры на покупку строящегося жилья, брал залог и… исчезал. Агентствам недвижимости пришлось отвечать по гражданским искам клиентов. Помимо аферистов, трудившихся на ниве «первички», в северной столице орудовали целые банды мошенников. Только в 2001 году ГУВД Санкт-Петербурга удалось вернуть владельцам 330 отобранных у них обманом квартир.

Тогда же возникла схема с поддельными завещаниями. В 2002 году сотрудники Приморского РУВД задержали некоего юриста Аркадьева. При обыске у него дома был изъят архив более чем на 15 квартир, на которые были оформлены поддельные документы. Одной из таких квартир оказались трехкомнатные апартаменты в центре Петербурга стоимостью 100 тыс. долларов. Владелицей жилья была 22-летняя эскортница Соня Коротышко (имя изменено), которую нашли убитой на вилле «Монтесума» в Италии в феврале 2002 года. Наследником элитной «трешки» внезапно оказался… бойфренд эскортницы. Сыщикам тогда удалось разыскать девушку, которую юрист уговорил расписаться на поддельном завещании вместо владелицы, и восстановить справедливость для родственников покойной.

В Москве помимо похожих схем росли и финансовые пирамиды. За 2002– 2008 годы группе мошенников удалось обмануть 250 тыс. человек с помощью компании, постоянно менявшей название: «Регион-Центр», «Гарант-Инвест», «Гарант-Кредит» и др. Аферисты предлагали гражданам вложить деньги в прибыльные жилищные проекты в Москве и за рубежом. Итог: 20 млрд ущерба, уголовное дело. Такая же судьба ждала людей, инвестировавших в проекты ООО «Альтернативная ипотека». Сотрудники столичного УБЭП ГУВД установили, что жулики брали у граждан взносы в размере от 15 до 50 тыс. долларов на строительство домов. Однако с расчетного счета «Альтернативной ипотеки» средства уходили в неизвестном направлении.

ИТАР-ТАСС/Сергей Узаков

В середине 2000-х столицы накрыла волна расселения коммуналок, и объектами охоты стали хозяева комнат и долей в коммунальных квартирах. Группу черных риелторов из 14 человек во главе с криминальным авторитетом Никамагомедом Каранаевым силовики ловили с 2009 года. Следствие собрало доказательства по 16 преступным эпизодам, среди которых шесть убийств, восемь мошенничеств, покушения на убийство и участие в преступном сообществе. В 2012-м наконец был вынесен приговор: пожизненное заключение для главаря и большие сроки для участников. Так закончилась история расселения старинного здания на Восстания, 40, в самом сердце Петербурга. Владельцев комнат спаивали, заставляли подписывать документы на продажу. Тех, кто не сопротивлялся, вывозили в заброшенные деревни Ленобласти; тех, кто возмущался, убивали. Теперь в этом доме, по данным ЦИАН, стоимость квадратного метра достигает почти 300 тыс. рублей, предлагаемые к продаже квартиры-студии продаются за сумму от 5,7 до 10 млн.

С середины 2010-х криминальный рынок недвижимости вырос еще сильнее. В городах появилось много новых застройщиков, банки увеличили портфели ипотечных кредитов. Стремление россиян улучшить свои жилищные условия или преумножить капитал за счет покупки квартиры стало стимулом для активных действий со стороны не только бизнесменов и финансистов, но и преступников.

Пять схем отъема квартиры

Новые времена диктуют новые правила. Директор центра исследований и экспертиз Финансового университета при Правительстве РФ Венера Шайдуллина в своем комментарии ТАСС отметила, что с 2020 года значительная часть незаконных сделок приходится на операции с материнским капиталом. Покупателям предлагают жилье, характеристики которого не подходят для использования маткапитала. Однако клиентов убеждают, что все в порядке. В договоре прописываются оплата в определенный срок и пени в случае просрочки. В итоге объект из-за неприемлемых параметров не одобряется, а финансовые обязательства у потерпевших остаются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении