Сделка монитора с чайником по захвату территории
ГК Merlion поглотила производителя малой бытовой техники Golder Electronics. Это попытка двух ведущих брендов застолбить место на высококонкурентном рынке
Крупный дистрибутор бытовой техники и электроники Merlion приобрел компанию Golder Electronics, владеющую известными брендами малой бытовой техники и посуды Vitek, Maxwell и Rondell. Эта сделка оказалась неожиданностью для рынка. Как нам рассказали в Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), даже они ни о чем не догадывались, пока не получили от Merlion пресс-релиз. Тем не менее представитель РАТЭК нашел в действиях дистрибутора определенную логику: после массового ухода из России брендов недружественных стран рыночные ниши, которые те занимали, делятся между российскими, китайскими и турецкими марками. Соответственно, ГК Merlion, которая владеет собственной розничной сетью Citilink, входящей в десятку крупнейших отечественных ретейлеров бытовой техники и электроники (БТиЭ), но не принадлежащей к числу лидеров, намерена упрочить свои позиции, включив в продуктовый портфель известные и популярные у местных покупателей марки.
Кого купили
Пожалуй, наиболее ценным приобретением для Merlion стал бренд Vitek. Его история началась в 2000 году, когда акционеры Golder Electronics, тогда еще импортера бытовой техники из Европы, зарегистрировали в Австрии марку Vitek Austria. До 2003 года дизайн своей продукции — как внешний, так и внутренний — российский бренд разрабатывал совместно с австрийцами. В 2006 году Golder Electronics приобрел гонконгскую компанию Star Plus Ltd., и ее дизайнерский центр стал главным штабом разработок. Кроме того, китайский партнер следил за качеством продукции, выпускающейся в КНР.
То, что производство своей техники Vitek организовал в Китае, было по тем временам ново и экономически целесообразно: в России еще не было предприятий, выпускающих нужные компоненты. А поскольку Китай — мировая фабрика и комплектующие для всех марок техники там штампуются в больших количествах, можно было добиться серьезной экономии на масштабах и обеспечить оптимальную себестоимость для размещаемых заказов.
В итоге техника от Vitek получилась функциональной и внешне привлекательной, что позволило ей стать востребованной у российских покупателей в среднем и низком ценовом сегменте. В 2010 году знание бренда составляло 47,7%, 30% домохозяйств имели у себя хотя бы один продукт марки. По доле электрочайников и утюгов Vitek входил в пятерку самых продаваемых — после японской Panasonic, французской Moulinex и германской Rowenta. Чайникам регулярно присуждалось звание «Марка № 1 в России», что сделало их своеобразной визитной карточкой бренда. На волне успеха Golder Electronics даже попытался выйти на рынки Восточной Европы — Польши, Литвы и Эстонии, но в 2011 году это направление было закрыто.
Зато в 2009-м на полках российских магазинов появилась марка БТиЭ Maxwell, которую Golder Electronics позиционировал строго в нижнем ценовом сегменте. Ее создание — следствие кризиса 2008 года, когда у потребителей возник запрос на более дешевую технику. Что касается среднего и премиального ценового сегментов, то с середины 2000-х портфель компании пополнился брендом Rondell, под которым выпускалась профессиональная металлическая посуда с итальянским дизайном.