Россия не устанавливает цену на нефть, а получает ее с международных площадок

МонокльБизнес

Российский индекс на российскую нефть: все еще ждем

Индекс цен на российскую нефть определяется в наших экспортных портах, но его расчетом до сих пор занимается британское агентство Argus. Разбираемся, почему так получилось и что с этим делать

Алексей Долженков

Для определения цены на российскую нефть теперь используется базис FOB в российских экспортных портах. Источник: ТАСС

С начала этого года базис для определения цены на российскую нефть изменился с CIF в портах покупателей на FOB в российских экспортных портах. Однако расчетом ценового индекса продолжает заниматься британское ценовое агентство Argus.

Термины CIF (Cost, Insurance, Freight, «стоимость, страхование и фрахт») и FOB (Free On Board, «свободно на борту») у нас будут встречаться и дальше, поэтому стоит их пояснить. Первый означает, что право собственности на товар переходит к покупателю уже в порту назначения. Когда продавцом является подсанкционная российская нефтяная компания, это неоправданный риск для покупателя. Второй термин подразумевает, что право собственности на товар переходит к продавцу прямо в момент погрузки в порту отправления, что ощутимо снижает санкционные риски.

С начала этого года в качестве индикативной, в том числе для бюджетных и налоговых целей, используется средневзвешенная цена Urals (FOB Primorsk) и Urals Med Aframax (FOB Novorossiysk) с коэффициентом 0,78 и цена ESPO Blend (FOB Kozmino) с коэффициентом 0,22. Чтобы разобраться, почему это важно, нужно посмотреть на то, как устроен мировой рынок нефти.

Рынок покупателя

Как рассказал «Моноклю» экс-глава Argus в России, странах СНГ и Балтии Вячеслав Мищенко, рынок нефти по происхождению ценовых механизмов делится на две части — физический (спотовый) и биржевой (фьючерсный). Последний, в свою очередь, предполагает фьючерсы двух видов — расчетные и поставочные. Расчетные фьючерсы — это спекуляции и хеджирование ценовых рисков, а по поставочным фьючерсам могут происходить отгрузки физической нефти.

Спотовый и биржевой рынки работают в паре. Если взять для примера классический североморский рынок Brent, то спотовые котировки от S&P Platts работают в паре с фьючерсами на Brent на бирже Intercontinental Exchange (ICE). «С одной стороны, эти два рынка независимы друг от друга, с другой — тесно взаимосвязаны. Без котировок на споте не будет деривативов, а фьючерсы нужны нефтетрейдерам, чтобы страховать изменение цен. Нефть, залитая в танкер, стоит миллионы долларов, со дня отгрузки до поставки может пройти месяц или даже больше, соответственно, от изменения цены трейдеры страхуются на фьючерсном рынке», — пояснил Вячеслав Мищенко.

Что особенно важно, подчеркивает экс-глава Argus в России, наша страна вместе с США и Саудовской Аравией входит в тройку крупнейших производителей нефти в мире, но цены на нее мы не устанавливаем, а получаем с международных площадок.

От себя добавим, что даже группа ОПЕК+ влияет на нефтяные цены опосредованно, через ограничение объемов предложения, а не через ценовой сговор. Конечные цены во многом определяются международными нефтетрейдерами, и именно эти цены являются первичными не только для бюджетов и налогообложения (и не только в нашей стране), но и для контрактов.

Соответственно, базис FOB в российских экспортных портах мы стали использовать не из-за желания перейти на национальное ценообразование, а из-за того, что покупатели на международном рынке решили, что так безопаснее покупать нашу нефть. Иначе можно было просто переключиться с базиса CIF в европейских портах на CIF в портах китайских, индийских и турецких.

Конечно, использование индексов британского агентства Argus — это далеко не лучший вариант, и он сопряжен с целым набором рисков. Однако проблема в том, что международные нефтетрейдеры привыкли полагаться на котировки признанных в мире агентств. Как напоминает Вячеслав Мищенко, таких ценовых агентств, по котировкам которых торгуются все сырьевые товары на международном рынке, в мире всего два — это Argus Media и S&P Platts. Platts работает уже 115 лет, Argus Media — 55 лет.

В этой ситуации есть еще один важный аспект: даже когда мы продаем свою нефть за рубли, юани или рупии, в подавляющем большинстве случаев цена в контрактах все равно привязывается к долларовым котировкам мировых агентств.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении