Экономика США: у края пропасти или всё ещё номер один в мире?

МонокльОбщество

Насколько сильна экономика США

Америке не стоит бояться Китая. Ему потребуется еще очень много времени, чтобы догнать США по ключевым характеристикам экономической эффективности

Татьяна Гурова

Фабрика по производству спортивных товаров Wilson в США чудом устояла под
напором американской конкуренции. AP Photo/Patrick Aftoora-Orsagos

Дональд Трамп так активно начал спасать американскую экономику, что сложилось впечатление, будто экономика США — полудохлая старая лошадь. И кажется, что драматически падающий внешнеторговый баланс и столь же драматически растущий государственный долг свидетельствуют именно об этом. Но может быть, и то и другое всего лишь результат ошибочной и расточительной экономической политики, которой придерживались американские демократы? А сердце главной экономики мира еще бьется ровно и она способна долгие годы оставаться первой?

Об этом мы говорим с член-корреспондентом РАН Виктором Супяном, который занимается американской экономикой несколько десятилетий. Он обращает внимание на то, что американцы серьезно опережают все крупные страны мира и по производительности труда, и по наукоемкости практически всех промышленных отраслей, что и дает им огромное преимущество.

— Насколько сильна или слаба американская экономика? Торговый баланс США сокращается уже тридцать лет, несмотря на предпринимаемые с 2009 года попытки американцев остановить этот процесс. Почему якобы сильная американская экономика не может укрепить свои позиции на внешних рынках?

— Торговый баланс лишь один из элементов совокупной картины, о которой надо вести речь, если мы хотим понять, что представляет собой американская экономика. Конечно, если исходить из общих соображений, отрицательный торговый баланс — это плохо. Но для Америки в этом есть плюсы, потому что с помощью торговли они получают дешевые товары, которые, если бы они производились в Америке, стоили бы гораздо дороже. Поэтому я считаю, что превышение импорта над экспортом имеет большие преимущества для США. Все это естественно до определенной черты, и особенно это важно при рассмотрении отношений между конкретными странами. Одно дело — торговый баланс в целом, другое дело — торговый баланс между США и Китаем.

— Когда это хорошо, а когда плохо? По-видимому, опасность представляет торговый баланс с Китаем?

— Китай, конечно, большая проблема, потому что там превышение особенно велико. Но важно и другое. Раньше импорт из Китая давал возможность получать дешевые потребительские товары. И США считали, что Китай — это сборочный цех, производящий потребительские товары и мелкие технологии. Но когда китайцы стали конкурировать с большими технологиями и поставлять в Америку машины и оборудование, электротехнику, а Соединенные Штаты стали поставлять в Китай сельхозтовары, американцы, конечно, призадумались. Все это усилила пандемия, которая продемонстрировала, что в условиях внешних шоков может оказаться, что товары просто невозможно получить. И тогда возникли вопросы, связанные с глобализацией: хорошо это или плохо в принципе и что с Китаем надо разобраться, так как нельзя зависеть от этой страны, тем более что она такая неправильная, коммунистическая. Поэтому с Китаем будут разбираться не потому, что там отрицательный баланс, который, кстати, все время растет, несмотря на все усилия и Трампа, и Обамы, и Байдена, а из-за того, что они поняли: это конкурент, который может потеснить их и на внутреннем, и на других рынках.

— А на каких рынках и в каких товарных группах?

— Например, автомобили. Китайские автомобили заполонили все страны и континенты, и куда американцам деваться с их автомобильной промышленностью, непонятно. Но главное, они начали чувствовать, что теряют технологический уровень и Китай может их обогнать.

Я, впрочем, не могу согласиться с тем, что Китай обогнал Соединенные Штаты по уровню научно-технологического развития. Это совершенно не так. Хотя цифры и выглядят угрожающими. Например, Китай занимает 32 процента от всей обрабатывающей промышленности мира. А американцы только 16 процентов. А совсем недавно соотношение было такое: Китай — 20 процентов, США — 18 процентов. То есть китайцы рванули очень сильно и в промышленности американцев начали просто вытеснять.

— А Европа же тоже порядка 20 процентов занимает?

— Третьей идет Япония — 6,5 процента, потом Германия — 4,8, потом Индия — 2,9, Южная Корея — 2,7, Россия — 1,8. Даже в целом Европа недотягивает до американской доли. Потому что есть еще Бразилия, Канада. В этих странах мощные отрасли, производящие, например, самолеты, которых больше нигде в мире нет. И конечно, американцы боятся, но боятся конкуренции не по традиционным отраслям, а по высокотехнологичным: их волнует искусственный интеллект, ракеты. Но они зря переживают, китайцы технологически «не тянут», они отстают значительно.

Член-корреспондент РАН Виктор Супян

— Китайцы отстали? Считается, что они уже всех чуть ли не перегнали.

— Да, китайцы отстали, и не видно, чтобы они смогли это отставание преодолеть. Американцев волнует ракетостроение, освоение космоса. Есть еще Тайвань, который лидирует по чипам, а Тайвань сегодня-завтра будет китайским. Но потребуется еще, может быть, несколько десятков лет, чтобы Китай смог выйти на американский технологический и экономический уровень.

Во-первых, по ВВП. Цифры, которые гуляют в интернете и на телевизионных шоу, что Китай давно обогнал США, измеряются по паритету покупательной способности. Но ППС совершенно не отражает конкурентоспособность экономики. Ее отражает ВВП по обменному курсу. А здесь Китай сильно отстает, и это отставание существенно не сократится. В 2024 году ВВП США составил 24 триллиона долларов, а Китая — около 18 триллионов долларов по обменному курсу. Соответственно, доля США и Китая в мировом ВВП — 25 и 18 процентов. В этом году ВВП Соединенных Штатов уже составит 27 триллионов долларов. А у китайцев рост замедляется.

Вообще, у Китая свои весьма серьезные проблемы. Есть, например, госсектор, который тянет экономику вниз. И непонятно, что с ним делать. Эффективность там крайне низкая.

— Почему вы думаете, что она низкая?

— Я не думаю, я знаю.

Собственно, ключевое преимущество США перед Китаем, как, впрочем, и перед всеми другими странами, — это более высокий уровень производительности труда. Есть девять стран, которые опережают США по производительности труда. Все это маленькие страны — Люксембург, Норвегия, Ирландия, Швейцария, Австрия и так далее. Из крупных стран наиболее близко по производительности труда к США подошли две страны — Германия и Франция. Их производительность труда составляет 80 процентов от американского уровня.

У Китая производительность более чем в четыре раза ниже, чем в США. И никаких перспектив в обозримом будущем изменить эту пропорцию у них нет, потому что их экономика лишь частично стала выходить на наукоемкий уровень. А огромная часть экономики — это ремесленные производства с низкой производительностью, которые производят продукцию для внутреннего потребления. И второй сегмент — госсектор. Тяжелая промышленность, которая еще не приватизирована. Здесь тоже низкая производительность.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Распад СССР: только факты Распад СССР: только факты

Распад СССР — историческая случайность или неизбежная катастрофа?

Дилетант
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Подпоручик, маршал, палач, жертва Подпоручик, маршал, палач, жертва

Как самонадеянность привела Тухачевского к гибели

Дилетант
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Андрей Богатырев: «Кино — это прежде всего миф» Андрей Богатырев: «Кино — это прежде всего миф»

Режиссер Андрей Богатырев о том, как кино интерпретирует историческую реальность

Монокль
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
«Чеченцы». Поколение «Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

Монокль
Нам это НАДо? Нам это НАДо?

Инновационный подход к антивозрастному уходу за кожей: косметика с NAD+

Лиза
Всем оставаться на местах Всем оставаться на местах

Что делать, если выпадают волосы: пошаговая инструкция

Лиза
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание Древнему жителю Китаю ампутировали ногу в наказание

Ампутацию считают древнейшей хирургической операцией

N+1
Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых

Какой след оставила война в жизни Константина и Алексея Симоновых?

Знание – сила
Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас

Как рекрутеры используют нейросети — кейсы из России

ТехИнсайдер
Просто добавь воды Просто добавь воды

Химики предложили новый способ стабилизации наночастиц оксида железа

Наука и жизнь
Прекрасная Агнета Прекрасная Агнета

55 метров роскоши: Project Agnetha от дизайнера Луки Дини

Y Magazine
Свежая ягода — круглый год Свежая ягода — круглый год

Как функционирует круглогодичный комплекс по выращиванию ягод в Ставрополье

Агроинвестор
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Ландышевое дерево Ландышевое дерево

Ландышевое дерева, или халезия, — украшение майского сада

Наука и жизнь
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня

Об условиях, в которых принимались решения о вводе и выводе войск из Афганистана

Монокль
Атлантические крепости Третьего рейха Атлантические крепости Третьего рейха

Атлантический вал: порты-крепости и их роль в обороне Третьего рейха

Наука и техника
Открыть в приложении