Замгендиректора «Праймлаб» о стратегии, конкуренции и сарафанном маркетинге

МонокльБизнес

Лабораторное приборостроение по-русски

Компания «Праймлаб» за семь лет вывела на рынок 120 позиций лабораторного оборудования, в том числе уникальную линейку вакуумных мембранных насосов, и возродила стеклодувное промышленное производство

Виктория Безуглова

С магнитной верхнеприводной мешалки в 2018 году началось знакомство рынка с брендом «Праймлаб», и сегодня уже целая линейка мешалок дает компании 15–20% продаж

Нет ничего невозможного для коллектива с интеллектом — примерно таким посылом руководствовалась подмосковная компания «Праймлаб», когда взялась за выполнение нестандартного для себя заказа на изготовление хроматографической колонки, которая используется для разделения компонентов смеси, основываясь на таких свойствах, как полярность, размер молекул и гидрофобность. К разработке изделия привлекли сразу несколько цехов — основная сложность заключалась в том, чтобы совместить стеклянные детали с металлическими, а потом довести качество работы прибора до космической точности. Результат оправдал ожидания: клиент остался доволен, а «Праймлаб» еще раз подтвердил свой уровень профессионализма и технологических возможностей. И то и другое, кстати, стабильно отмечается добрыми словами от ведущих научнотехнических вузов страны, оборонных, фармацевтических и добывающих предприятий, а в 2025 году Российский экспортный центр выдал компании сертификат «Сделано в России».

То, что в стране в 2018 году появилась такая компания, как «Праймлаб», — отчасти чудо, потому что аккумулировать практически с нуля столько компетенций, найти узких специалистов и запустить производство той номенклатуры лабораторного оборудования, которое несколько десятилетий было представлено на рынке чаще всего импортом, — задача архисложная. Но создатели компании, имевшие опыт в управлении бизнесом и продажах химоборудования, с ней справились.

По экспертным оценкам, если в 2021 году импорт лабораторного оборудования в Россию занимал порядка 90%, то в 2024-м уже меньше — до 85%, так как произошел структурный сдвиг в пользу отечественных производителей, которые стали замещать ушедшие с рынка западные компании. Согласно прогнозам аудиторско-консалтинговой компании Kept, потребность в лабораторном и аналитическом оборудовании в ближайшие пять лет будет расти в стране на 9–11% в год и увеличится с 154 млрд рублей в 2024 году до 256 млрд в 2030-м. Драйверами станут технологический прогресс, растущий спрос на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также потребность в точных испытаниях и анализе.

В «Праймлабе» ожидают, что в ближайшие три–пять лет доля российской продукции на этом рынке вырастет до 35– 40%. Это вполне возможно, особенно если все участники рынка будут расти так же стремительно, как стартап из Мытищ: с выручки в 2,9 млн рублей в 2019 году до 150 млн рублей в 2024-м, с арендованной площадки в несколько десятков метров до 2300 квадратных метров собственных площадей, с тестового экземпляра магнитной мешалки до семи линеек оборудования под брендом Primelab в ассортиментной матрице.

О том, как «Праймлаб» постоянно наращивает свой продуктовый портфель на специфическом и довольно узком рынке, как в конкурентной борьбе отодвигает со своего пути импорт и запускает сарафанное радио, «Моноклю» рассказал заместитель генерального директора по производству Павел Кузьмин.

Павел Кузьмин, заместитель генерального директора по производству компании «Праймлаб»: «Чтобы подвинуть таких мастодонтов, как Heidolph и IKA, лидирующих на российском рынке несколько десятилетий, пришлось очень постараться»

— Порог входа бизнеса в приборостроение довольно высок как по материальным, так и по интеллектуальным затратам. Как вы его преодолели, какой «базой знаний» заручились?

— Создание «Праймлаба» не было спонтанным решением, скорее стратегическим ответом на растущие вызовы технологическому суверенитету страны и пониманием того, что такие критически важные направления, как химия, фарма, образование, нефтехимия, напрямую зависят от импортного научного и лабораторного оборудования. После развала приборостроения в девяностые годы в Россию пришли западные игроки с флагманами в лице немецких компаний Heidolph и IKA, которые быстро подмяли под себя рынок и лидировали на нем вплоть до 2022 года.

Основатели «Праймлаба» и они же инвесторы проекта имели многолетний опыт в продажах химического оборудования и лабораторной посуды, хорошо изучили рынок, видели, что кроме западных компаний в страну начинают активно заходить китайские производители, тогда как отечественных игроков крайне мало и они часто представлены «шапочными» брендами, то есть когда из своего в них только шильдик. Вот и решили запустить собственный производственный проект, собрав в команду людей с разными компетенциями — в разработке лабораторного и научного оборудования, в его техническом воплощении, в продвижении готовых изделий на рынок.

Конечно, создание нового бренда — всегда риск и долгосрочные вложения, ведь, чтобы какой-то прибор вышел в свет, его надо разрабатывать год-полтора, потом испытывать, вносить изменения, продвигать на рынок, забитый китайским товаром, и все это время содержать штат специалистов, выплачивать им зарплату. Можно ли такой проект назвать стартапом? Да никто не захочет стартовать в такой узкой области рынка, как приборостроение, не имея серьезной финансовой поддержки. У «Праймлаба» был крепкий тыл и ресурсы собственников, поэтому и удалось пройти сложный период становления.

— Как вы определились с выбором лабораторных изделий, которые хотите вывести на рынок?

— Когда начали думать над первым продуктом «Праймлаба», то рассуждали так: во-первых, это должно быть изделие, которое закроет определенные пробелы в рынке, а во-вторых, будет необходимо везде, практически в каждой лаборатории, а значит, обеспечит стабильный спрос. Выбор остановили на магнитной мешалке, с нее запустили стартовые разработки, она и пошла первым объектом сарафанного радио для знакомства заказчиков с нашим новым брендом. Постепенно расширяли штат инженеров, технологов, конструкторов, размышляли о том, как локализовать производственные технологии самостоятельно, а не размещать заказы на посторонних заводах либо в Китае. И уже второй шаг — поиск производственной площадки в аренду, где можно не только рассадить персонал, но и установить собственное технологическое оборудование. Этот период длился три года.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От «коробочек» — к нелинейной архитектуре От «коробочек» — к нелинейной архитектуре

Как может выглядеть архитектура XXI века?

Монокль
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Йод с молоком Йод с молоком

Производители молока и их вклад в борьбу с эндокринологическими заболеваниями

Агроинвестор
«Хаббл» увидел пару из белого карлика и голубого бродяги «Хаббл» увидел пару из белого карлика и голубого бродяги

«Хаббл» подтвердил рождение голубого бродяги от пары с белым карликом

N+1
Баскаки и налоги Баскаки и налоги

«Сидя на коне, можно завоевать империю, но нельзя ею управлять, сидя на коне»

Дилетант
Временно недоступен Временно недоступен

Как паузы от рабочих звонков и чатов помогают повысить продуктивность работы

Ведомости
Верю – не верю Верю – не верю

Что такое эзотерика, и в каком случае она может навредить

Лиза
Догоняющие доходы Догоняющие доходы

Рост доходов субъектов обеспечила в основном положительная динамика НДФЛ

Ведомости
Как справиться с текучестью кадров Как справиться с текучестью кадров

Как эффективно работать с персоналом и уменьшить риск ухода сотрудников

Inc.
Джеффри Сакс: «США могли дать России план Маршалла, но выбрали тактику удушения» Джеффри Сакс: «США могли дать России план Маршалла, но выбрали тактику удушения»

Почему на Западе не услышали своего главного пророка?

Монокль
Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации

Как работает цифровое сокрытие информации?

ТехИнсайдер
Спящий режим и гибернация – в чем разница? Спящий режим и гибернация – в чем разница?

Чем сон ПК отличается от гибернации? Разбираем два режима экономии энергии

CHIP
Отели Отели

Отели, которым нет равных, для самых взыскательных гостей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов Архангелогородский рудознатец Федор Прядунов

Судьба первого русского нефтепромысла

Знание – сила
Ученые выяснили, что жирафов четыре разных вида — а вы заметите разницу? Ученые выяснили, что жирафов четыре разных вида — а вы заметите разницу?

Ученые выделили 4 вида жирафов с разным образом жизни и ареалом

Maxim
Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов

Уделять время искусству может быть так же важно, как готовиться к экзаменам

ТехИнсайдер
Оправданны ли траты: почему брекеты стоят так дорого? Оправданны ли траты: почему брекеты стоят так дорого?

Почему брекеты стоят так дорого и на чем нельзя экономить при лечении

ТехИнсайдер
Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы Астрономы нашли наиболее вероятного кандидата в беззвездное гало темной материи субгалактической массы

Астрономы подтвердили статус Cloud-9 как кандидата в объекты типа RELHIC

N+1
«Владивосток может стать новым Гонконгом» «Владивосток может стать новым Гонконгом»

Экономический ландшафт Дальнего Востока меняется, он привлекает инвестиции

Деньги
Физлицом к рынку Физлицом к рынку

Розничные инвесторы нарастили вложения вдвое, предпочитая облигации акциям

Ведомости
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как очистить радиатор своими руками: 2 способа – простой и Как очистить радиатор своими руками: 2 способа – простой и

Кондиционер хуже работает, а двигатель подозрительно часто перегревается?

ТехИнсайдер
День мира День мира

Наш проект «День мира» родился из истории, начавшейся почти сто лет назад

Seasons of life
Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР

Визит Акио Мориты в СССР: почему советские рабочие отпугнули основателя Sony

ТехИнсайдер
Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства

Гендиректор фирмы «Август» — о развитии и планах компании

Агроинвестор
Президент Венесуэлы Уго Чавес: какую политику вел мужчина и почему в конечном счете она провалилась Президент Венесуэлы Уго Чавес: какую политику вел мужчина и почему в конечном счете она провалилась

Рассказываем о приходе Чавеса к власти и последствиях его президентства

ТехИнсайдер
Использование нейросетей может угрожать бизнесу Использование нейросетей может угрожать бизнесу

Бизнес и ИИ: какие риски связаны с использованием нейросетей

Inc.
Геологи раскрыли тайну Великого Лиссабонского землетрясения XVIII века Геологи раскрыли тайну Великого Лиссабонского землетрясения XVIII века

Как землетрясение 1755 года изменило Европу: научное объяснение катастрофы века

ТехИнсайдер
Москва слезам не верит Москва слезам не верит

Актриса Марина Александрова — о сериалах, театре и work-life балансе

Moodboard
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Открыть в приложении