Коридор не закончится стенкой
Железнодорожники раскатывают восточный маршрут международного транспортного коридора «Север — Юг», приближаясь к максимуму провозных возможностей магистральной инфраструктуры. Модернизация последней потребует масштабных инвестиций заинтересованных государств
В сухой порт Априн под Тегераном прибыл первый грузовой поезд из России. Его путь пролегал по восточной ветке международного транспортного коридора «Север — Юг» (МТКСЮ) через Казахстан и Туркмению. Состав доставил в Иран 62 сорокафутовых контейнера (СФЭ) с бумагой, сульфатной целлюлозой и другими производными бумажной продукции; дорога заняла 13 дней.
«Данная отправка — это практическая реализация нашего стратегического курса на формирование и тестирование новых логистических маршрутов и развитие регулярных сервисов на базе МТК “Север — Юг”», — заявил генеральный директор «РЖД Логистики» Олег Полеев.
Как отмечает иранское информационное агентство IRNA, «этот успешный рейс с грузом, часть которого предназначена для Ирана, другая — для Ирака, представляет собой важнейший шаг в укреплении торговых отношений между Россией и Ираном. Он знаменует начало регулярного железнодорожного сообщения между Россией, Ираном и соседними странами Средней Азии».
Априн, заработавший в мае 2025 года, — это мощный логистический хаб Ирана, находящийся на стыке международных транспортных коридоров, которые пересекают Исламскую Республику в меридиональном (МТКСЮ) и широтном (ТРАСЕКА) направлениях (см. карту 1). Планируется, что контейнерные поезда с транзитными грузами из России будут приходить в Априн в среднем каждые 10 дней.

В новой геополитической реальности, когда Суэцкий канал, да и Балтийское море уже не могут считаться абсолютно безопасными для коммерческого плавания, у МТК «Север — Юг» появились значительные возможности для развития. Использование инфраструктуры этой трансъевразийской рокады позволит расширить географию перевозок прежде всего в страны, традиционно тяготеющие к этому коридору (Индия, Пакистан, государства Персидского залива и Южной Азии). Есть и потенциал для роста товаропотоков в формате параллельного импорта из стран Европы через Турцию и Азербайджан в Россию в рамках сопряжения МТК «Север — Юг» с ТРАСЕКА. Однако для реализации подобного плана потребуются серьезные организационные усилия и значительные инвестиции.
Анатомия МТК
Идея открытия коридора «Север — Юг» как сухопутной альтернативы морским торговым путям в обход Европы родилась еще четверть века назад. Межправительственное соглашение о создании МТК было подписано Россией, Индией и Ираном в сентябре 2000 года; позднее присоединились Беларусь, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия и Турция.
В конечном счете МТК «Север — Юг» приобрел довольно сложную конфигурацию, где идущий от Московского транспортного узла путь в Астрахани разделялся на три отдельных маршрута: западный, транскаспийский и восточный.
Западный протяженностью около 3000 километров (считая от Москвы) шел через Дагестан и Азербайджан в Иран, в порт Бендер-Аббас на берегу Персидского залива.
Транскаспийский маршрут формально самый короткий, его протяженность всего 2800 километров. Но он же и самый сложный технически: для преодоления Каспийского моря требуется промежуточная перегрузка товаров на суда в портах (Астрахань или Оля в России, Каспиан или Амирабад в Иране) и создание вспомогательного флота торговых кораблей для обеспечения регулярного сообщения.
Восточная ветка МТК идет от Астрахани через Казахстан и Туркмению до погранпереходов Инче-Бурун и Серахс на туркмено-иранской границе и далее до Бендер-Аббаса. Протяженность этого маршрута достигает 4000 километров.
Традиционно основной акцент в развитии коридора «Север — Юг» делался на западный маршрут, даже несмотря на еще не закрытую 162-километровую прореху в железнодорожном сообщении на участке Решт — Астара в Иране: там грузы пока приходится возить фурами.
По итогам 2023 года общий объем грузопотока через МТК «Север — Юг» оценивался в 17,7 млн тонн, и 70% из них прошли по западному пути. Восточный же с долей в 7% пропустил вперед даже мудреный и сложный транскаспийский (см. график 1). В части железнодорожных перевозок из примерно 12 млн тонн товаров, провезенных через коридор, 9,5 млн пришлось на западный маршрут и только 0,8 млн — на восточный. И это несмотря на стык железнодорожных линий по всей протяженности маршрута (хотя на туркмено-иранской границе меняется ширина колеи).
