Почему снижается добыча нефти в США и что это значит для остального мира

МонокльБизнес

Конец эпохи сланца

Добыча нефти в США уже в ближайшие годы должна начать снижаться из-за исчерпания потенциала сланцевых запасов. В условиях сохраняющегося роста глобального спроса на нефть это дает шанс странам ОПЕК+, включая Россию, вернуть себе рыночную долю

Сергей Кудияров

Технологической основой сланцевой революции в нефтедобыче стала триада: наклонно-направленное и горизонтальное бурение, многостадийный гидроразрыв пласта и бурение нескольких скважин из одного ствола на базе трехмерной сейсмики

Управление энергетической информации США (Energy Information Administration, EIA) в январе представило новый прогноз, согласно которому американская нефтедобыча в 2026–2027 годах будет снижаться. Уже в 2026-м, как считает EIA, она составит в среднем 13,5 млн баррелей в сутки, примерно на 100 тыс. баррелей (0,7%) меньше, чем в году минувшем. А с 2027 года темпы сокращения добычи вырастут до 2,0–2,5% в год. В натуральном выражении уже по итогам 2027-го объем добычи нефти в США при таком темпе должен уменьшиться на 350 тыс. баррелей в сутки. Это заметно даже в мировом масштабе, будучи сопоставимо с общим объемом добычи в таких странах, как Австралия или Таиланд.

Главным источником сокращения добычи на фоне снижающихся цен на нефть стал Пермский бассейн. Это нефтегазовый бассейн на территории штатов Нью-Мексико и Техас, представленный отложениями горных пород пермского геологического периода (отсюда и название). Нефть здесь была обнаружена еще в 1920 году, ее добыча началась в 1921-м. К 1970 году она вышла на пик, после чего началось неуклонное снижение — вплоть до начала 2010-х, когда широкое применение технологии гидроразрыва пласта позволило получить доступ к нефти в низкопроницаемых коллекторах (так называемой сланцевой нефти) и вдохнуло в Пермский бассейн новую жизнь. Добыча здесь снова начала расти, в 2018 году она превысила 20% общеамериканской. В последние годы на Пермский бассейн приходилось примерно 80% роста добычи сланцевой нефти в США, а его вклад в общий объем нефтедобычи в стране приблизился к половине.

У истоков технологий горизонтального бурения стоял наш соотечественник, советский ученый-нефтяник Александр Михайлович Григорян (1914–2005). В 1953 году им впервые была пробурена разветвленно-горизонтальная скважина на Ишимбайском месторождении в Башкирии. Впоследствии Григорян эмигрировал во Францию, а затем, в 1980-х годах, в США

Однако, согласно последним оценкам EIA по состоянию на октябрь 2025 года, добыча в Пермском бассейне снизилась на 1,7% по сравнению с прошлым годом, в то время как добыча природного газа выросла на 5,5%.

В своем прогнозе агентство также предсказывает, что средняя цена на нефть марки West Texas Intermediate (WTI, американский эталон нефти), которая в 2025 году в среднем составляла около 65 долларов, в 2026-м упадет до 51 доллара (см. график 1). Основной причиной, по расчетам EIA, станет переизбыток предложения на мировом рынке.

У американской администрации подобные новости, вероятно, вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, дешевая нефть — несомненный плюс для американской промышленности и тем более потребителей. Как известно, американцы — крайне автомобилизированная нация. Количество автомобилей на 1000 человек здесь оценивается в 779 (для сравнения: в России — 331). Транспортный комплекс, включая железнодорожный транспорт (в отличие от российского практически не электрифицированный), также опирается преимущественно на использование моторного топлива. На поддержание привычного образа жизни среднестатистическому американцу требуется порядка 22 баррелей (чуть меньше 3500 литров) нефти в год. В России же всего добывается порядка 26 баррелей нефти на душу населения, а потребляется 9,6. В таких обстоятельствах дешевое топливо для населения — это несомненный плюс. И президент США Дональд Трамп открыто декларирует в качестве своей цели добиться дешевой нефти для американцев.

С другой стороны, уже нынешние уровни цен на нефть находятся на пороге рентабельности сланцевых разработок. То есть добыча снижается и из-за этого может вырасти потребность в импорте сырья взамен выпадающих объемов. А торговый баланс, который как раз пытались поправить за счет «молекул свободы», и так отвратительный.

Сланцевая революция: как это было

США изначально были одним из пионеров промышленной нефтедобычи и крупным экспортером нефти на мировом рынке. Добыча нефти в стране неуклонно росла, достигнув пика в 1970 году. Тогда в США было добыто 533,5 млн тонн нефти (здесь и далее оценки добычи приведены с учетом газового конденсата и прочих жидких углеводородов), что составляло 22,6% всей мировой нефтедобычи. Для сравнения: СССР тогда добыл 353 млн тонн, Саудовская Аравия — 192 млн тонн.

Однако с 1970 года исчерпание собственных нефтяных запасов вынудило США перейти к сокращению объемов добычи. Минимальное значение было достигнуто в предкризисном 2008 году — 302 млн тонн (7,5% от мировой нефтедобычи). В России в тот год было добыто 494 млн тонн (12,5% мировой добычи), в Саудовской Аравии — 510 млн тонн (12,8%).

При этом, как было отмечено выше, Соединенные Штаты уже в силу особенностей своего транспортного комплекса сохраняли сильную зависимость от нефти. В том же 2008 году на США пришлось 21,4% всего мирового потребления (в России — 3,4%, в Саудовской Аравии — 2,8%). Таким образом, страна превратилась не просто в нетто-импортера, а в крупнейшего в мире импортера нефти.

Вовлечение в оборот сланцевой нефти радикально изменило расклад как в американской нефтяной отрасли, так и на мировом рынке. Объемы добычи нефти в США стали стремительно расти. В 2017 году с показателем в 574 млн тонн (13% мировой нефтедобычи) США стали крупнейшим в мире производителем нефти, каковым остаются до сих пор (см. график 2).

В предковидном 2019 году добыча в США достигла 751 млн тон, что почти в два с половиной раза превышало уровень 2008 года. А по итогам 2024-го было добыто 857 млн тонн (17,7% мировой нефтедобычи), в то время как в России — 526 млн тонн (11,6%), в Саудовской Аравии — 510 млн тонн (11,2%). Внутреннее потребление нефти в США в 2024 году оценивалось в 814 млн тонн (см. график 3). С 2023 года впервые за много десятилетий американская добыча стала превышать американское потребление (см. график 4).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении