«Инвесторы остаются в компании, которая честна с ними»
Директор департамента по работе с эмитентами Московской биржи Наталья Логинова — об аппетитах инвесторов и компаний, об IPO и о том, что происходит после него

В этом году IPO встали на паузу. Те компании, которые весной заявляли, что готовы к публичному размещению акций, отложили эти планы на неопределенный срок — фондовый рынок из-за ставки чувствует себя неважно, как и многие отрасли. Напомним, в 2024 году был поставлен десятилетний рекорд по числу размещений: на бирже появилось 15 новых эмитентов и еще четыре провели SPO. С тех пор котировки акций многих новых эмитентов снизились вместе с рынком, что вызывает массу недовольства у частных инвесторов, выступавших базой большинства размещений. Хотя и весь рынок за это время ушел в минус.
В то же время в начале сентября ВТБ с успехом провел SPO: банк привлек 85 млрд рублей, спрос превысил предложение в два с лишним раза, а 41% эмиссии купили частные инвесторы. Это показывает, что деньги и аппетит к акциям на рынке все же есть.
Московская биржа много лет ведет кропотливую работу с потенциальными эмитентами, продвигая саму идею публичности и рынков капитала. Директор департамента по работе с эмитентами Московской биржи Наталья Логинова рассказала «Моноклю», почему даже готовые к публичности компании сейчас не торопятся на рынок, как устроены сами IPO и как сблизить ожидания инвесторов и эмитентов, которые сейчас очень далеки друг от друга.
— После долгой паузы появились сообщения, что до конца года мы все же увидим какие-то IPO на нашем рынке. Что изменилось?
— Снизилась ставка, условия стали получше, и, возможно, «окно» размещений приоткроется. Но в целом мы понизили свои ожидания: если в начале года мы думали, что могли бы увидеть на рынке десять—пятнадцать компаний, то теперь понятно, что это нереально.
Сами компании хотят выйти на рынок, многие к этому готовы — технически, психологически, — но при высоком «ключе» инвесторы уходят из акций, и это нормальное движение рынка. Сейчас момент, когда надо покупать супердоходные для инвесторов (и суперневыгодные для эмитентов) долговые инструменты. Кстати, сейчас редкий случай на российском фондовом рынке, когда инвесторы могут так спокойно заработать достаточно высокую доходность.
А история с equity (акциями. — «Монокль») начинает развиваться на рынке в целом при низком уровне ставок. Подтверждением этого является и многообещающее начало новых IPO после 2022 года, когда ставка сначала поднялась до 20 процентов, а потом упала до четырех процентов. Вот как раз в этот момент и началась история выхода на рынок, потому что инвесторы искали доходность.
— Но тут некий парадокс: в тот период компании активно размещались, потому что они могли продаться подороже. А инвесторам логично покупать, когда ставки высокие, и компания если уж выходит, то стоит дешево, и тогда у тебя будет upside.
— Да, эта асимметрия есть всегда. Но чем хорош рынок: он эти дисбалансы и асимметрии так или иначе выравнивает. Сейчас рынок явно перекошен в сторону долговых инструментов и в сторону бенефитов для инвесторов. Ни для эмитентов акций, ни для эмитентов облигаций бенефитов нет никаких. Какая же рентабельность должна быть, чтобы привлекать долг под 20–30 процентов и эту нагрузку выдерживать? Экономика страдает от этого.
— Принцип «купи и держи» все еще работает?
— Акции по классике всегда дают бóльшую доходность на длинном горизонте. Как минимум акции абсорбируют инфляцию. А если еще ваш портфель состоит из акций эффективных компаний, где рентабельность выше и они растут больше, чем вся экономика, увеличивая свою долю рынка, то вы как инвестор зарабатываете еще больше.
Понятно, что всегда инвестиции в акции сопровождаются повышенным риском, но если в вашем портфеле нет акций, то вы лишаетесь потенциально достаточно интересного актива.
— Есть ли у нас потенциал для роста базы инвесторов?
— Потенциал реального спроса на рынке аккумулирован в очень узкой прослойке наших состоятельных сограждан. Сейчас их основные активы, помимо собственных бизнесов, по большей части находятся в форме депозитов. В моменте это хорошо, но депозиты не покрывают инфляцию на длинном горизонте. Исследования богатства, которые проводят швейцарские банки, говорят о том, что в стандартных портфелях состоятельных людей, как минимум треть — акции публичных компаний.
В портфелях наших состоятельных граждан такого нет (речь не об их бизнесе, а о компаниях, где они миноритарии) — и это угроза их портфелям, какой-то компонент роста для своих детей и внуков они явно упускают. Хотите ли вы передать портфель, который у детей и внуков будет расти? Если хотите, то уйдите из депозитов частично, хотя бы десять процентов, переведите в акции.