Дорастет ли доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли до 80%?

МонокльHi-Tech

Импортозамещение в ТЭК: сам себе машиностроитель

Минпромторг ожидает, что доля отечественного оборудования в нефтегазовой отрасли дорастет до 80% уже к концу года, хотя некоторые критически важные виды продукции в России не производятся вовсе. Во избежание коллапса из-за износа насосов и компрессоров компаниям, возможно, придется налаживать их производство самим

Анжела Сикамова

Работа российских НПЗ базируется на импортных агрегатах, выход которых из строя может обернуться миллиардными убытками. Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Заместитель министра промышленности и торговли Михаил Иванов в ходе Татарстанского нефтегазохимического форума — 2025 рассказал об оптимистичных ожиданиях ведомства в части отечественного оборудования, используемого компаниями отрасли. Минпромторг выделил около 2000 позиций нефтегазового оборудования, применяемого на разных этапах производства, из них 1400 признаны критическими для всех процессов. «Производство почти тысячи видов продукции уже освоено российскими предприятиями в качестве серийных образцов. К концу этого года мы планируем достичь 80-процентной доли отечественного оборудования на нефтегазовом рынке против 43 процентов, которые были десятью годами ранее», — заявил замглавы министерства.

По итогам прошлого года доля российской нефтегазовой техники составляла 70%, отмечают в министерстве. «А если дополнить существующие интегрированные производства еще и сборкой и обычным “шильдикостроением”, доля может быть и выше», — ехидничает Дмитрий Касаткин, управляющий партнер Kasatkin Consulting (бывшая команда Deloitte).

Большинство участников рынка оценивают долю отечественного оборудования в ТЭК гораздо скромнее. По данным Института нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ), с 2011 года в модернизацию НПЗ и новые downstream нефтяные компании вложили более 5 трлн рублей, однако доля российского оборудования в проектах не превышала 30%.

Разница в подсчетах

«На интегрированных производствах, где импортные компоненты создают менее 20 процентов себестоимости, я бы оценил долю отечественного оборудования в 15–25 процентов. Доля производств, где преимущественно осуществляется сборка (менее 20 процентов российских компонентов), составляет около 50 процентов, остальное — импорт. Оценить сложно, в каждом сегменте нефтегаза своя ситуация», — дополняет Дмитрий Касаткин.

Основатель и руководитель компании «Диджикай» Павел Биленко считает одной из ключевых проблем зависимость предприятий от импорта критического оборудования, а именно динамических машин, которые отвечают за преобразование одной энергии в другую (насосы преобразуют механическую энергию в энергию потока жидкости, компрессоры — газа, турбины превращают энергию пара или газа в электричество). Это высокотехнологичное оборудование является основной движущей силой любого добывающего, нефтеперерабатывающего, нефтехимического или энергетического предприятия.

По словам генерального директора компании DECOMP Дмитрия Шульги, сегодня более 90% промышленных винтовых компрессоров — импортные. DECOMP поставляет и обслуживает воздушные винтовые компрессоры для разных отраслей промышленности. С 2022 года база DECOMP увеличилась на 1105 единиц, из которых только 16 (1,4%) были российского производства. Еще 38 выпущены белорусским заводом «Ремеза», оставшаяся часть поставлена из Китая, Турции и Европы по параллельному импорту. Другие виды компрессоров также в основном (более 50–60%) зарубежного производства.

До 2022 года доля импортного оборудования в сегменте динамических машин при строительстве новых нефтехимических заводов в России достигала 96–97%. «Отечественных изготовителей и раньше было немного. Для сравнения: в одной только Италии сотни производителей насосов, а у нас десятки. Кроме того, по некоторым направлениям они не выдерживали конкуренции с западным оборудованием», — поясняет Павел Биленко.

Западные поставщики, такие как швейцарский Sulzer, немецкие MAN Energy Solutions и Siemens, американская Elliott Group, предлагали полную экосистему: быстрое проектирование, поставку, монтаж, пусконаладку, а также долгосрочные «контракты жизненного цикла». В рамках этих контрактов предприятия-заказчики регулярно снабжались оригинальными запчастями, обеспечивался сервис, велось обучение механиков и инженеров.

«В результате российские сервисные службы за 15–20 лет практически утратили компетенции производства запасных частей, и интерес заказывать в России такие машины угас», — полагает Павел Биленко.

Ситуация коренным образом изменилась после 2022 года. Оставшееся без техобслуживания и запчастей оборудование начало выходить из строя: изнашивались различные детали — лопатки, рабочие колеса, узлы уплотнений, подшипниковые узлы. Неисправность машин привела к многомесячным простоям и колоссальным убыткам. Хотя часть поставок удалось наладить через третьи страны (Турцию, ОАЭ, Казахстан), стоимость запчастей возросла на 40% и более, а техника от компаний под прямыми американскими санкциями (MAN Energy Solutions и Elliott Group) стала практически недоступной.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тарифная петля вместо тарифного пирога Тарифная петля вместо тарифного пирога

Цены на услуги естественных монополий и ЖКХ вырвались из-под контроля

Монокль
Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить

Расшифровка кодов ошибок синего экрана Windows и способы их быстрого устранения

ТехИнсайдер
Почему у российского бизнеса растет запрос на автоматизацию Почему у российского бизнеса растет запрос на автоматизацию

Почему российские компании все чаще внедряют решения по автоматизации

РБК
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Взять курс на богатство Взять курс на богатство

Как научиться зарабатывать больше, а еще избавиться от спонтанных трат?

Psychologies
Капля стройности Капля стройности

10 ответов на частые вопросы о связи воды и похудения

Лиза
Метрополис-2282 Метрополис-2282

«Натурал» – такой вердикт звучал как приговор. Черная метка

Правила жизни
Скрытые под водой Скрытые под водой

Редкие подводные артефакты, которые помогли найти ответы на непростые вопросы

Вокруг света
«Мой друг Лапшин»: шепоты и крики «Мой друг Лапшин»: шепоты и крики

Новый спектакль соткан из мучительных интонаций и горестных предчувствий

Ведомости
Они живут машинами Они живут машинами

10 автомобильных инфлюенсеров, на которых стоит подписаться

Men Today
Что посеешь? Что посеешь?

Почему растет доля контрафактных и фальсифицированных семян

Агроинвестор
Что о вас может говорить окружность вашей шеи Что о вас может говорить окружность вашей шеи

Что ваша шея говорит о здоровье? Открытие медиков о связи размера шеи и болезней

ТехИнсайдер
Могут ли добавки с витамином D замедлить старения Могут ли добавки с витамином D замедлить старения

Витамин D — ключ к долголетию?

ТехИнсайдер
Александр Малой Александр Малой

Как и многие стендап-комики, Александр начинал свой путь в юморе во время учебы

Правила жизни
Подписка отменена Подписка отменена

Как Росина Сефиен убедилась, что «расстаться друзьями» сложнее, чем кажется

VOICE
Мужское здоровье глазами врача Мужское здоровье глазами врача

Почему мужчины реже проходят профилактические обследования?

Здоровье
Заполярная одиссея Заполярная одиссея

Путешествие под парусом в Арктике

Вокруг света
Тарум – доставщик душ Тарум – доставщик душ

Рассказ Мадины Байболовой про доставщика душ

Правила жизни
Пелагея Нецветаева-Долгалева, Никита Еликаров Пелагея Нецветаева-Долгалева, Никита Еликаров

Артисты балета — новые фэшн-звезды!

Собака.ru
Летнее настроение Летнее настроение

Дизайнер сделал невозможное: перекроил кухню в малогабаритной квартире

Идеи Вашего Дома
Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике

Российские учёные изучают Арктику, чтобы понять будущее Северного морского пути

Монокль
Страсти по зеленому с рыжим Страсти по зеленому с рыжим

Как зеленые машины из немодных стали желанными

Men Today
Литературное путешествие: 5 книг, где действие разворачивается в необычных локациях Литературное путешествие: 5 книг, где действие разворачивается в необычных локациях

Литературный тур по экзотическим странам: от Османской империи до вечных льдов

ТехИнсайдер
Тонкая материя Тонкая материя

Как использовать тканевые маски на 100%

Лиза
Уплотнение экономического пространства Уплотнение экономического пространства

Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

Деньги
Дарвиновский музей: по пути эволюции Дарвиновский музей: по пути эволюции

О сегодняшнем дне Дарвиновского музея

Наука и жизнь
«Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты» «Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты»

Режиссер Стася Толстая о съемках «Семейного счастья» и о счастье съемок

Weekend
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
В атмосфере спа В атмосфере спа

Дизайнер сделала ванную местом, где можно получать наслаждение от интерьера

Идеи Вашего Дома
В редких землях обнаружился раскол В редких землях обнаружился раскол

В цепочке производства редкоземельных металлов отсутствуют высокие переделы

Монокль
Открыть в приложении