Цифровой рубль неожиданно пригодился
В пользу третьей формы рубля появился новый аргумент — смарт-контракты, то есть исполнение договоров при соблюдении заранее прописанных условий. Большие надежды на это возлагает бюджет

Тестировать третью форму рубля, цифровой рубль, внедрение которого отложено до сентября 2026 года, продолжают на значимых фигурах. Среди прочих подопытными для пилотного запуска станут глава ЦБ Эльвира Набиуллина и ее команда, которые будут получать зарплату в этих самых цифровых рублях.
Апробация новых финансовых механизмов «на себе» вполне понятный шаг, если учесть, что граждане на третью форму рубля смотрят с опаской и недоверием. Опросы ВЦИОМ говорят, что более половины респондентов в повседневной жизни видеть цифровой рубль не хотят, а 40% не видят преимуществ перед обычными безналичными расчетами. Последнее вполне объяснимо: есть множество способов оплатить что-то безналом, зачем плодить лишние сущности? Если добавить к этому, что цифровой рубль вообще места для финансовой приватности не оставляет, то становится вполне понятно, что нововведение большинству даром не нужно. Ни гражданам, ни малому бизнесу, ни банкам. Для банков ситуация даже хуже: новинка угрожает их позициям на платежном рынке и их бизнесу в целом. Так что новость о переносе запуска цифрового рубля была воспринята с облегчением (подробнее см. «Россия оказалась не готова к цифровому рублю», «Монокль» № 29 за 2025 год). Однако полностью отказаться от идеи цифрового рубля власти все же не готовы: его полная прозрачность из недостатка превращается в преимущество, когда речь заходит о госсекторе.
Все же нужен
Например, цифровой рубль ждут в казначействе Москвы: как сообщила заместитель мэра столицы, руководитель департамента экономической политики и развития города Мария Багреева на форуме Finopolis, внедрение цифрового рубля в госсектор поможет улучшить контроль за целевым расходованием средств, не подлежащих казначейскому сопровождению, повысить прозрачность и качество анализа расходов и ускорить проведение платежей.
Напомним, казначейскому сопровождению не подлежат деньги, которые бюджет переводит юрлицамподрядчикам по ряду государственных и муниципальных контрактов, предприятиям в рамках обеспечения гособоронзаказа, социальным НКО и т. д.