Индийские автомобили — это уже не причудливая помесь машины и мотороллера

МонокльАвто

Авто со слоном

Индийские автомобили — это уже не причудливая помесь машины и мотороллера, а весьма технологичные модели. Выйдя на третье место в мире, автопром Индии смотрит и в сторону России: при определенных условиях автомобильная продукция из страны слонов может занять значимую нишу на нашем рынке, потеснив китайцев

Алексей Грамматчиков

Индийский автопром: от тук-тука до кроссовера. Фото: Валентин Федоров/ТАСС

Слоны, чай, специи, йога, Болливуд… О том, что помимо всего этого в Индии есть еще и развитая автомобильная промышленность, в России до недавних пор знали немногие. Теперь же власти намерены исправить ситуацию: недавно посол Индии в РФ Винай Кумар сообщил, что на фоне геополитического сближения наших стран Индия намерена развивать торговлю. «Некоторые из важных областей, на которых, по нашему мнению, нам необходимо сосредоточиться и по которым увеличить наш экспорт, — это текстиль и модные товары, строительные материалы, автомобили, автомобильные запчасти и комплектующие, а также весь спектр электроники и товары, связанные с информационными технологиями. Многие ведущие компании производят продукцию в Индии. Мы рассчитываем на рост и в этих областях», — сказал Винай Кумар в интервью ТАСС.

Заявления властей Индии подкрепляются динамичным развитием авторынка страны: за последние годы он сумел набрать заметное ускорение как в количественном, так и качественном отношении.

Третья мировая автодержава

В прошлом году Индия неожиданно для многих поднялась на третье место в рейтинге автомобильных держав. По данным международной консалтинговой компании Focus2move, общемировые продажи новых машин в 2024 году достигли 85,1 млн единиц (+2,6% по сравнению с 2023-м). Лидирует в списке Китай с объемом продаж в 26,05 млн авто (+3,4%). Далее идут США — 15,9 млн (+3,6%). На третьей строчке обосновалась Индия с 4,27 млн (+3,9%), оставив позади падающий рынок Японии (4,25 млн штук, минус 7,1%). За ними следуют Германия (2,8 млн), Бразилия (2,4 млн) и Великобритания (2,3 млн). Россия с показателем в районе 1,6 млн единиц заняла 11-е место, немного уступив Южной Корее (см. график 1).

По мере повышения благосостояния населения индийский авторынок начал динамично развиваться: еще десять лет назад его емкость составляла 2,7 млн машин — всего 45% от нынешних цифр (см. график 2). И продажи в этой стране сохраняют значимый потенциал для роста: при самом большом в мире населении (1,46 млрд человек) на 1000 граждан здесь приходится всего 57 машин, это один из самых низких показателей — даже меньше, чем в Нигерии (63) или Кении (69). Для сравнения: в Китае уровень автомобилизации составляет 231 авто на 1000 человек, в России — 361, в США — 850.

Пока же парк личных транспортных средств в Индии в основном двухколесный: на один проданный автомобиль в стране приходится примерно четыре мотоцикла — объем внутреннего моторынка достигает рекордных 20 млн единиц в год. Но постепенно индийцы пересаживаются на четырехколесных «железных коней», выпуск которых наращивает местный автопром, уже сейчас формирующий 6,8% ВВП страны. В Индии, так же как в Китае и России, действуют жесткие меры протекционизма: местный рынок защищают высокие импортные пошлины, размер которых может достигать внушительных 100% от стоимости импорта. Поэтому население покупает в основном машины местного производства.

Электромобиль Mahindra BE 6 на выставке Bharat Mobility Global Expo 2025 в Нью-Дели. Фото: Imago/Matrix Images

Братья Махиндра и другие

Индийский автопром имеет более чем полувековую историю, и, как и в Китае, он использует трансфер технологий от ведущих мировых корпораций. Первая индийская компания под названием Hindustan Motors была основана еще в 1942 году и специализировалась на выпуске реплики английской модели Morris 10. А в 1945-м братья Махиндра на одноименном предприятии начали сборку американских внедорожников Willys.

Позже в страну пришли европейские, японские и корейские бренды, но развивались они во взаимодействии с местными компаниями. Результатом коллаборации стало появление таких значимых автопроизводителей, как Tata, Mahindra, Maruti. Некоторые из них даже пытаются отщипнуть кусок мирового пирога: например, в 2008 году Tata Motors после долгих переговоров завершила сделку по приобретению у американской Ford Motor британской Jaguar Land Rover.

Индийцы не только сотрудничают с иностранными компаниями, выпуская модели под их брендами, но и производят собственные машины. Местные марки сейчас составляют примерно четверть всех продаж внутри страны, но их доля растет.

Лидирует на внутреннем рынке компания Maruti: доля ее совместного предприятия с Suzuki достигает внушительных 40%. По итогам прошлого года СП Maruti Suzuki сумело реализовать в Индии более 1,6 млн новых авто, в основном они продаются под японским брендом. Второе место держат корейцы с Hyundai Motor India (561 тыс.). Третью и четвертую позиции занимают чисто индийские компании Tata Motors (538 тыс.) и Mahindra & Mahindra (424 тыс.). В первую десятку также входят местные производства таких глобальных компаний, как Kia, Toyota, Škoda, Honda, британская MG Motor (принадлежит китайской корпорации SAIC) и Renault (см. график 2).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Шок-контент! Шок-контент!

Полезен ли интернет-тренд на поедание сливочного масла вместо мороженого?

Лиза
Пушка гонка Пушка гонка

Как прошла «Экспедиция-Трофи 2025»

Автопилот
Лариса Голубкина: «Напрасно меня пытались не пустить к Миронову в Париж» Лариса Голубкина: «Напрасно меня пытались не пустить к Миронову в Париж»

Рязанов и Карасик просто шеи свернули. Кажется, я им сильно мешала...

Коллекция. Караван историй
Чуковский. Версия для взрослых Чуковский. Версия для взрослых

О самом тиражируемом и самом недооцененном русском литераторе

СНОБ
Москва слезам не верит Москва слезам не верит

Актриса Марина Александрова — о сериалах, театре и work-life балансе

Moodboard
Из Венеции с любовью... Из Венеции с любовью...

Ирина и Денис Клявер вместе почти 20 лет, женаты 15

OK!
Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике

Российские учёные изучают Арктику, чтобы понять будущее Северного морского пути

Монокль
Деньги за парковку: как власти в регионах борются с засильем машин Деньги за парковку: как власти в регионах борются с засильем машин

Какие города России оказались в лидерах по устройству парковочных мест?

ФедералПресс
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
С видом на усадьбу С видом на усадьбу

Из окон этой квартиры открывается потрясающий вид на близлежащие кварталы

Идеи Вашего Дома
Современный баланс Современный баланс

Проект этой квартиры призван воплотить идею уютного и функционального жилья

Идеи Вашего Дома
Флагман дальнего плавания Флагман дальнего плавания

Bering 165 — это судно с отвесным форштевнем и высоким бортом до миделя

Y Magazine
В карамельной гамме В карамельной гамме

Дизайн ванной построен на контрастном сочетании материалов и цветовом единстве

Идеи Вашего Дома
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
ChatGPT ChatGPT

Нейросети: какие риски скрываются за удобствами искусственного интеллекта?

Здоровье
Инвестиции в эпоху снижения ставок: где искать прибыль Инвестиции в эпоху снижения ставок: где искать прибыль

О том, идет ли переток депозитов в инструменты фондового рынка

Деньги
Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом

Почему Яндекс Документы — выбор для бизнеса в России

Inc.
«Владивосток может стать новым Гонконгом» «Владивосток может стать новым Гонконгом»

Экономический ландшафт Дальнего Востока меняется, он привлекает инвестиции

Деньги
Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде Геймификация наследия: как игровая индустрия зарабатывает на патриотизме и культурном коде

Как игры используют патриотизм и культурный код для заработка

Inc.
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
Олег Минаков: «Рынок дженериков будет замедляться, и мы ставим на биотех» Олег Минаков: «Рынок дженериков будет замедляться, и мы ставим на биотех»

Почему «Озон Фармацевтика» решила сосредоточиться на выпуске биоаналогов

Монокль
Ренессанс спальных районов: почему стало модно жить не в центре Ренессанс спальных районов: почему стало модно жить не в центре

Жизнь в спальнике — не вынужденная экономия, а манифест нового образа жизни

Inc.
Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить

Расшифровка кодов ошибок синего экрана Windows и способы их быстрого устранения

ТехИнсайдер
Мужское здоровье глазами врача Мужское здоровье глазами врача

Почему мужчины реже проходят профилактические обследования?

Здоровье
Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее

Когда приобретение жилья в новостройке вновь станет доступным?

Inc.
«Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному» «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к новому и вкусному»

Как еда вызывает эмоции

N+1
Валентин Гафт. Круглосуточный артист Валентин Гафт. Круглосуточный артист

«Он был артистом, художником до мозга костей. Фальши не выносил на дух»

Коллекция. Караван историй
Павел и Зепюр Прилучные: «Нет ничего важнее семьи, все остальное может подождать» Павел и Зепюр Прилучные: «Нет ничего важнее семьи, все остальное может подождать»

Мне очень сложно без Зипи. Я такой человек, мне необходимо, чтобы она была рядом

Коллекция. Караван историй
Дарвиновский музей: по пути эволюции Дарвиновский музей: по пути эволюции

О сегодняшнем дне Дарвиновского музея

Наука и жизнь
Открыть в приложении