Авто со слоном
Индийские автомобили — это уже не причудливая помесь машины и мотороллера, а весьма технологичные модели. Выйдя на третье место в мире, автопром Индии смотрит и в сторону России: при определенных условиях автомобильная продукция из страны слонов может занять значимую нишу на нашем рынке, потеснив китайцев

Слоны, чай, специи, йога, Болливуд… О том, что помимо всего этого в Индии есть еще и развитая автомобильная промышленность, в России до недавних пор знали немногие. Теперь же власти намерены исправить ситуацию: недавно посол Индии в РФ Винай Кумар сообщил, что на фоне геополитического сближения наших стран Индия намерена развивать торговлю. «Некоторые из важных областей, на которых, по нашему мнению, нам необходимо сосредоточиться и по которым увеличить наш экспорт, — это текстиль и модные товары, строительные материалы, автомобили, автомобильные запчасти и комплектующие, а также весь спектр электроники и товары, связанные с информационными технологиями. Многие ведущие компании производят продукцию в Индии. Мы рассчитываем на рост и в этих областях», — сказал Винай Кумар в интервью ТАСС.
Заявления властей Индии подкрепляются динамичным развитием авторынка страны: за последние годы он сумел набрать заметное ускорение как в количественном, так и качественном отношении.
Третья мировая автодержава
В прошлом году Индия неожиданно для многих поднялась на третье место в рейтинге автомобильных держав. По данным международной консалтинговой компании Focus2move, общемировые продажи новых машин в 2024 году достигли 85,1 млн единиц (+2,6% по сравнению с 2023-м). Лидирует в списке Китай с объемом продаж в 26,05 млн авто (+3,4%). Далее идут США — 15,9 млн (+3,6%). На третьей строчке обосновалась Индия с 4,27 млн (+3,9%), оставив позади падающий рынок Японии (4,25 млн штук, минус 7,1%). За ними следуют Германия (2,8 млн), Бразилия (2,4 млн) и Великобритания (2,3 млн). Россия с показателем в районе 1,6 млн единиц заняла 11-е место, немного уступив Южной Корее (см. график 1).
По мере повышения благосостояния населения индийский авторынок начал динамично развиваться: еще десять лет назад его емкость составляла 2,7 млн машин — всего 45% от нынешних цифр (см. график 2). И продажи в этой стране сохраняют значимый потенциал для роста: при самом большом в мире населении (1,46 млрд человек) на 1000 граждан здесь приходится всего 57 машин, это один из самых низких показателей — даже меньше, чем в Нигерии (63) или Кении (69). Для сравнения: в Китае уровень автомобилизации составляет 231 авто на 1000 человек, в России — 361, в США — 850.
Пока же парк личных транспортных средств в Индии в основном двухколесный: на один проданный автомобиль в стране приходится примерно четыре мотоцикла — объем внутреннего моторынка достигает рекордных 20 млн единиц в год. Но постепенно индийцы пересаживаются на четырехколесных «железных коней», выпуск которых наращивает местный автопром, уже сейчас формирующий 6,8% ВВП страны. В Индии, так же как в Китае и России, действуют жесткие меры протекционизма: местный рынок защищают высокие импортные пошлины, размер которых может достигать внушительных 100% от стоимости импорта. Поэтому население покупает в основном машины местного производства.

Братья Махиндра и другие
Индийский автопром имеет более чем полувековую историю, и, как и в Китае, он использует трансфер технологий от ведущих мировых корпораций. Первая индийская компания под названием Hindustan Motors была основана еще в 1942 году и специализировалась на выпуске реплики английской модели Morris 10. А в 1945-м братья Махиндра на одноименном предприятии начали сборку американских внедорожников Willys.
Позже в страну пришли европейские, японские и корейские бренды, но развивались они во взаимодействии с местными компаниями. Результатом коллаборации стало появление таких значимых автопроизводителей, как Tata, Mahindra, Maruti. Некоторые из них даже пытаются отщипнуть кусок мирового пирога: например, в 2008 году Tata Motors после долгих переговоров завершила сделку по приобретению у американской Ford Motor британской Jaguar Land Rover.
Индийцы не только сотрудничают с иностранными компаниями, выпуская модели под их брендами, но и производят собственные машины. Местные марки сейчас составляют примерно четверть всех продаж внутри страны, но их доля растет.
Лидирует на внутреннем рынке компания Maruti: доля ее совместного предприятия с Suzuki достигает внушительных 40%. По итогам прошлого года СП Maruti Suzuki сумело реализовать в Индии более 1,6 млн новых авто, в основном они продаются под японским брендом. Второе место держат корейцы с Hyundai Motor India (561 тыс.). Третью и четвертую позиции занимают чисто индийские компании Tata Motors (538 тыс.) и Mahindra & Mahindra (424 тыс.). В первую десятку также входят местные производства таких глобальных компаний, как Kia, Toyota, Škoda, Honda, британская MG Motor (принадлежит китайской корпорации SAIC) и Renault (см. график 2).