Апокалипсиса не будет, но Франция потеряет свой статус
К чему приведет политический кризис в Пятой республике и когда ждать падения либеральных правительств Европы

Последнему премьер-министру Франции Себастьену Лекорню удалось продержаться в должности всего 27 дней. Его предшественник Франсуа Байру подал в отставку после того, как депутаты раскритиковали предложенные им меры жесткой экономии. Политические партии, кажется, уже в принципе неспособны договориться, даже по самым важным вопросам: управление страной оказалось парализовано. Происходящее окрестили самой масштабной политической катастрофой для Пятой республики за последние 70 лет. У Эммануэля Макрона обвалились рейтинги, а его самого называют главной причиной всех бед во Франции не только оппоненты, но и соратники.
В формирование этого зреющего абсцесса вносят свой вклад кризисы самого разного рода. Это и утрата культурной идентичности на фоне беспрецедентного переселения народов, и частично связанный с этим социальный коллапс, и, разумеется, проблемы в экономике. Еще двадцать лет назад Париж считался столицей державы мирового значения, и даже финансовый кризис 2008 года не слишком ударил по ней — в отличие от Италии, Греции или Испании. Сейчас государственный долг Франции превысил 114% ВВП, он растет буквально с каждой минутой, и вот уже остальная Европа опасается, что политическая и экономическая нестабильность может спровоцировать не только падение Пятой республики, но и крах всего объединения Старого Света.
«Затухающий центр цивилизации» — именно так можно описать нынешнюю Европу, и так уж вышло, что именно во Франции привычные структуры прежнего мира будут распадаться с треском — намного более громким, чем у соседей. Впрочем, до апокалипсиса дело не дойдет, однако Франция однозначно утратит свою роль и влияние в мире — а для нее это очень важно. Как будет происходить этот процесс и почему политические элиты не спешат обновляться вслед за изменением настроений в обществе — об этом «Моноклю» рассказал Станислав Ткаченко, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.
— Станислав Леонидович, последний крупный политический кризис во Франции случился после Второй мировой войны. С ним покончил генерал Шарль де Голль, который усилил президентскую власть. Получается, что французским политическим силам для разрешения нынешнего кризиса придется эту власть ослабить?
— На самом деле тенденции ослабления президентской власти во Франции уже лет сорок: отказ от сильного президента начался еще при Франсуа Миттеране. При Жаке Шираке этот процесс продолжился, президентский срок был сокращен с семи до пяти лет. Так что сейчас президент Франции все же не такая мощная фигура, как это было при де Голле.
И все-таки я бы сравнил нынешнюю ситуацию с другим кризисом, 1968 года, когда де Голль уже уходил. Тогда тоже все было не очень спокойно — и внешняя среда, и внутриполитическая жизнь во Франции: студенческие выступления, сложности с инфляцией, темпом роста экономики и так далее.
— Возможен ли иной путь — не изменение конструкции власти, а приход если не нового де Голля, то хотя бы человека, который способен этой властью воспользоваться для объединения страны?
— Этот человек должен появиться из военных кругов, во Франции это всегда элита и по образованию, и по положению в обществе. Но последние годы военных держали от реальной власти на огромной дистанции. Возможно, появится яркий лидер масштаба Франсуа Миттерана или Жака Ширака. Но не думаю, что это позволит переформатировать Пятую республику в Шестую: процесс демократизации зашел во Франции уже достаточно далеко — отчасти потому, что в рамках европейской интеграции очень много полномочий переехало в Брюссель.
Президент Франции, например, ограничен в таких важнейших вопросах, как денежно-кредитная, валютная политика, торговая политика, поддержка высоких технологий. А это все-таки очень важные элементы современной мощи государственного лидера, без которых реформа или переформатирование государственной системы невозможны.
Сущность европейской политики
— Французское политическое поле предельно поляризовано. И ровно ту же картину мы видим в других странах. Политические силы не могут договориться друг с другом, вместо созидания они тратят все силы на борьбу за власть. Какие есть схемы преодоления таких кризисов? И что может сработать применительно к Франции?