Мода, гастрономия, анимация: успешные российские индустрии за рубежом
Рассказываем, какие отечественные бренды, сферы, проекты и люди добиваются заметных успехов не только внутри страны, но и за рубежом
Мода
Словосочетание «российская мода» когда-то подразумевало скепсис и иронию из уст самих инсайдеров индустрии. Сегодня в одежде независимых российских марок появляются Леди Гага, Мадонна, Хайди Клум, Рита Ора и другие мировые звезды. В топ-500 самых влиятельных людей в мире моды, по версии издания The Business of Fashion, за последние годы вошли Ульяна Сергеенко, Вика Газинская, Гоша Рубчинский, Андрей Артемов и другие представители российской фэшн-индустрии.
В нарядах российского бренда WOS (Walk Of Shame) Андрея Артемова выступала Кэти Пэрри, выходила в свет Рианна, Зендея и другие знаменитости. Среди российских поклонниц бренда — Ирина Шейк, Рената Литвинова, Ксения Собчак (с последней бренд создал совместную капсулу в апреле 2021 года). Дизайнер из Уфы, много лет проработавший в глянце, в том числе рука об руку с Эвелиной Хромченко в журнале L’Officiel, Артемов создал первую коллекцию в 2011 году. ДНК бренда — это ностальгические мотивы постсоветской эпохи и ироничный дух 90-х. Дизайнер часто обращается и к народным мотивам — в 2020 году вышла коллекция с этническими элементами, отсылающими к родному Башкортостану.
И если появление западных селебрити в нарядах WOS или Ulyana Sergeenko — единственного российского бренда, получившего статус члена-корреспондента Федерации высокой моды, — уже не так удивительно, то успех на Западе локальных марок миддл-сегмента вроде Monochrome и Lesyanebo можно назвать феноменом российской моды последней пары лет.
Основатели бренда оверсайз-одежды Monochrome родом из Зеленограда — стилист Алиса Боха и ее муж Николай Богданович — начинали в 2016 году с 15 тыс. руб. и серого свитшота, сшитого в пяти экземплярах. Большой инвестицией стали 10-летний опыт работы Алисы звездным стилистом и обширные связи. Как рассказывает сама основательница бренда, идея безразмерной толстовки понравилась Вере Брежневой, чьим стилистом на проекте на тот момент она работала. Фотографии Веры в толстовке облетели соцсети — публика обратила внимание на оригинальный гипертрофированный фасон. К 2020 году Monochrome выпустили несколько коллекций, стали сотрудничать с Институтом цвета Pantone и японским брендом Casio. Открыли собственный производственный цех в Зеленограде, которым очень гордятся. На бренд обратили внимание и мировые звезды — в худи, кардиганах и свитерах Monochrome появлялись Хайди Клум, Тина Кунаки. Впереди — открытие магазина в центре Петербурга.
Пандемия, по мнению некоторых экспертов, может стать толчком для развития локальных марок разного сегмента. Стремительно развиваются цифровая мода и e-commerce. И даже несмотря на это некоторые отечественные марки, например Monochrome и WOS, открывают и физические точки. Avgvst в декабре запустил уже второй магазин — на Чистых прудах.
Гастрономия
Значимыми в истории развития российской гастрономии стали последние десять лет. Впервые в престижный рейтинг The World’s 50 Best Restaurants российский ресторан попал в 2011 году — 48-е место заняли «Варвары». В этом же году плеяду молодых русских шефов ждала полоса успеха на международном гастрономическом конкурсе S.Pellegrino Young Chef, профессия шеф-повара с 2010-х годов начала становиться престижной и статусной. Тогда же появились первые гастрономические фестивали, секретные ужины, стала развиваться гастрономическая журналистика, открылись проекты, направленные на изменение культуры еды в целом, — Lavkalavka, Stay Hungry. В 2021 году произошло по-настоящему переломное событие — в Россию пришел гид Michelin. Звезды получили московские рестораны, на очереди и Петербург.