Беседа c Сергеем Лукьяненко

Мир ФантастикиРепортаж

«Зритель избалован, его ничем уже не удивишь». Беседа c Сергеем Лукьяненко

15 марта 2018 года на экраны России выходит фильм «Черновик» — экранизация одноимённого романа Сергея Лукьяненко. Событие, прямо скажем, неординарное: не так уж часто российские киноделы обращаются к творчеству наших писателей-фантастов. Мы воспользовались поводом и побеседовали с мэтром о новом фильме, о работе над ним и об экранизациях фантастики вообще.

С писателем разговаривает Борис Невский

Александр Савин / Wikimedia Commons | CC BY-SA 3.0

«Для съёмок фантастики надо прежде всего её любить»

В СССР фантастических фильмов выходило не очень много, а экранизаций — и того меньше. Какие экранизации фантастики эпохи советского кинематографа вы считаете лучшими? Чем они вам запомнились?

Советские времена, к сожалению, не баловали зрителей фантастикой. Было несколько экранизаций братьев Стругацких, фильмы для детей, но в целом выход любого подобного фильма становился событием для любителей фантастики. Если убрать ностальгию и не вспоминать детский восторг от «Отроков во Вселенной» или «Гостьи из будущего», то отмечу «Отель «У погибшего альпиниста» — возможно, моё мнение будет неожиданным, но это хорошая экранизация фантастического детектива Стругацких. Ну и «День гнева» по рассказу Севера Гансовского — неплохая попытка снять фантастический триллер.

Если брать за точку отсчёта 1991 год, то за два с лишним десятка лет фантастических фильмов снято немного. И одно из самых слабых мест — сценарии. При этом в современной отечественной фантастической литературе накопилось сюжетов и антуража на самые разные вкусы, запросы и возможности. Почему киноделы уделяют так мало внимания произведениям отечественных фантастов?

Начнём с того, что у нас вообще серьёзная проблема со сценаристами, а ещё бóльшая — с продюсерами. Сценарий — основа фильма, но даже те сценаристы, кто способен работать с фантастикой, скованы продюсерами и режиссёрами. Продюсеры уверены, что они понимают секрет успеха у публики, режиссёры уверены, что они под маркой фантастики снимут серьёзное кино. В результате получаем либо кино беспомощное, ориентированное на самую нетребовательную публику, либо кино, относящееся к фантастике со скепсисом и пренебрежением. А для съёмок фантастики надо прежде всего её любить. К примеру, Ричард Викторов, снимавший «Отроков во Вселенной» и «Через тернии к звёздам», был поклонником фантастики, поэтому и ухитрялся при крошечных бюджетах снимать именно фантастическое кино. Вот такого режиссёра — и такого продюсера — нам сейчас и не хватает.

«Черновик» стал книгой года по версии нашего журнала в 2005-м

Роман и сценарий — это формы одного и того же произведения или абсолютно разные творения? Вы ведь писали сценарии на основе своих книг, а также знакомились с чужими сценарными адаптациями. Что больше всего удивляет и разочаровывает при сравнении книги и сценария?

Если режиссёр обладает гораздо большей палитрой художественных средств, чем автор книги, то сценарист — напротив. Нельзя «проговаривать» те или иные моменты, всё надо «показывать». Это порой ужасно огорчает (смеётся.) Диалоги, которые в книге вполне естественны, на экране смотрятся фальшиво. В общем и целом, когда пишешь сценарий по книге, даже своей, то книгу надо перечитать, а потом закрыть и писать всё заново. Только такой метод и работает

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

18+ года 18+ года

Самые громкие события ушедшего года с пометкой «18+»

Игромания
Инопланетяне под лупой Инопланетяне под лупой

О том, как рассматривать далекие планеты, чтобы не попасть впросак

СНОБ
_Не музыка еще, уже не шум _Не музыка еще, уже не шум

Как научить машину сочинять музыку и писать картины

Популярная механика
Сама по себе Сама по себе

Зое Кравиц заработала себе имя в кинематографе,в мире моды и в индустрии красоты

Vogue
Дорогие россияне! Дорогие россияне!

Мы отправили Ксению Собчак на встречу с избирателями — на хлебозавод

Tatler
Четыре комнаты Четыре комнаты

Четыре новых отеля, приглашающих окунуться в жизнь мегаполисов Европы и Азии

AD
Фолклендские острова: царство природы и предмет территориального спора Фолклендские острова: царство природы и предмет территориального спора

Фолклендские острова – одинокий архипелаг в Атлантическом океане

National Geographic
Движение вперед Движение вперед

Актер Иван Колесников переживает новый виток успеха

GALA Биография
5 шагов к собственному стилю 5 шагов к собственному стилю

Полный шкаф, а надеть нечего — знакомая ситуация? Возможно, дело в том, что вы покупаете одежду, которая считается модной, а потом не понимаете, как ее носить и комбинировать. Значит, первым делом нужно найти свой стиль. В этом помогут пять упражнений.

Psychologies
Вкалывают роботы, а не человек?.. Вкалывают роботы, а не человек?..

Искусственный интеллект завоюет все пространство или у нас есть шанс?

Psychologies
«Человек, который развалил СССР». Кто такой Джин Шарп и почему его называют «отцом цветных революций» «Человек, который развалил СССР». Кто такой Джин Шарп и почему его называют «отцом цветных революций»

История Джина Шарпа, политолога и идеолога ненасильственных революций

СНОБ
43 способа сэкономить время и деньги 43 способа сэкономить время и деньги

Советы для тех, кто готовит каждый день

Домашний Очаг
Ложка утешения Ложка утешения

Лобио как путешествие во времени

Огонёк
Как умирает Арал: вид из космоса Как умирает Арал: вид из космоса

Как высыхающее Аральское море выглядит из космоса

National Geographic
Наваристые блины Наваристые блины

Суп на Масленицу

Огонёк
50 самых стильных мужчин России в 2018 году 50 самых стильных мужчин России в 2018 году

За этой половиной списка 100 стильных мы наблюдаем с особенной гордостью

GQ
Молодые, да поздние Молодые, да поздние

Ученые утверждают, что мы теперь дольше взрослеем

Огонёк
Самые запоминающиеся мужские смокинги церемонии «Оскар» Самые запоминающиеся мужские смокинги церемонии «Оскар»

За последние 90 лет церемония «Оскар» подарила нам немало запоминающихся образов

GQ
Игры, в которые играют люди Игры, в которые играют люди

7 главных историй Олимпиады в Пхенчхане

Русский репортер
Давид Фельдман: Четыре вида террора. Как государства и одиночки управляют обществом Давид Фельдман: Четыре вида террора. Как государства и одиночки управляют обществом

Как и когда террор стал методом управления обществом?

СНОБ
И слово было блог И слово было блог

В начале блогерской эпохи было слово, и слово это было на японском

Esquire
«Швец, жнец, на дуде игрец». Кем работали звезды до того, как стали знаменитыми «Швец, жнец, на дуде игрец». Кем работали звезды до того, как стали знаменитыми

Актеры и музыканты, которые работали в необычных местах

СНОБ
Микропластик добрался по пищевой цепи до высших хищников Микропластик добрался по пищевой цепи до высших хищников

Пластиковый мусор, заполняющий воды Мирового океана добрался и до тюленей

National Geographic
Джулианна Мур Джулианна Мур

Интервью с Джулианной Мур

L’Officiel
Светская хроника Светская хроника

Действуйте оригинально — езжайте в Ереван

SNC
Семен Слепаков: Иногда я чувствую себя грустным неприкаянным слоном Семен Слепаков: Иногда я чувствую себя грустным неприкаянным слоном

Интервью с Семеном Слепаковым о том, кто такой герой нашего времени

СНОБ
Почему у львиц вырастает грива? Почему у львиц вырастает грива?

18-летняя львица внезапно отрастила гриву

National Geographic
Арнольд, который хотел стать Дональдом Арнольд, который хотел стать Дональдом

Бывший губернатор Калифорнии — против нынешнего президента США

GQ
Царство льда Царство льда

Там, где мы советуем тебе побывать, будет холодно, но интересно и весело

Лиза
Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
Открыть в приложении