Задавай правильные вопросы
Марк Миллар
Комиксы о супергероях — жанр негибкий. Его каноны установились более полувека назад, и с тех пор герои, злодеи и правила менялись не так часто. Но должен был появиться автор, который бы разрушал устоявшиеся границы, ставил неудобные вопросы, раскрывал злодеев с новой стороны и показывал жуткие миры, в которых они побеждают. Этим рупором тёмной стороны комиксов стал Марк Миллар, создатель «Пипца», Kingsman, «Особо опасен», «Гражданской войны» и «Старика Логана».
Первые вопросы и DC Comics
Вы помните свой первый комикс? Марк Миллар помнит. Их было два — про Человека-паука и Супермена. Шёл 1973-й , Марку было четыре года, и он едва умел читать. Конечно, он ещё не мог оценить значение 121-го выпуска Amazing Spider-Man — того самого, где впервые умер ключевой персонаж, Гвен Стейси. И вряд ли предполагал, что сам создаст не менее впечатляющие сюжеты про обоих героев.
Шотландца Миллара можно причислить к участникам «британского вторжения» в американские комиксы, хотя его карьера началась, когда Алан Мур уже успел обрасти легендами, а Нил Гейман и Грант Моррисон были на пороге успеха. Продвижению комиксиста помогло и знакомство с Моррисоном, и то, что задумки Миллара действительно были взрослыми и свежими. Первым опубликованным комиксом Марка стал «Спаситель», сатирическая смесь религии и супергероики. К этим элементам сценарист ещё не раз вернётся.
Миллар познакомился с Грантом Моррисоном в 1988 году, представившись журналистом, берущим интервью для местного фэнзина. Грант дал Марку ценный совет: «Нельзя быть и успешным сценаристом, и иллюстратором» — и взял под своё крыло. Миллар и Моррисон сочинили вместе целый ряд комиксов, самый свежий — графический роман «Флэш» 2016 года
Поработав над знаменитым британским альманахом «2000 AD», Миллар взялся за серию DC «Болотная тварь», которая после ухода Алана Мура растеряла читателей. Вернуть интерес публики не удалось, но критики высоко оценили работу Миллара, назвав её второй после сценариев самого Мура. Молодой сценарист продолжил работать на DC и потрудился над комиксами почти обо всех основных героях издательства: Супермене, Бэтмене, Чудо-женщине, Флэше. Но амбиции Марка требовали собственной серии. Такой шанс представился, когда комиксу The Authority («Власть») потребовался автор на смену Уоренну Эллису. The Authority рассказывал о команде супергероев, готовой добиваться результата любыми средствами.
Миллар задал вопросы, которые в жанре супергероики давно напрашивались. Почему герои, спасая мир, лишь возвращают его на круги своя? Почему они не пытаются сделать его лучше, не борются с глобальными проблемами? Наконец, почему многие герои (не будем показывать пальцем) так преданы заповеди «не убий», что предпочтут отправить преступника в тюрьму, зная, что он сбежит и последуют новые жертвы?
«Власть» решала эти проблемы быстро и действенно, свергая диктаторские режимы по всей Земле и безжалостно уничтожая злодеев. Миллар рассудил, что такая эволюция — то, что нужно жанру. Радикальное развитие оценила аудитория — но не руководство DC. Работу Миллара и художника Фрэнка Куайтли постоянно подвергали цензуре — убирали названия реальных мест и имена политиков, натуралистичное насилие и очевидные издевательские отсылки к известным героям. После теракта 11 сентября стало ясно, что контроль не ослабнет, а усилится. И Миллар ушёл из DC.
Масштабный графический роман «Супермен: Красный сын» вышел уже спустя два года после отставки автора. Сюжет «Красного сына» тоже родился из вопроса: что, если бы капсула с младенцем-Суперменом приземлилась не на канзасской ферме, а в советском колхозе? Кто бы вырастил Кал-Эла, каким бы он стал?
По замыслу Миллара Человека из стали лично воспитывает предыдущий обладатель этого титула — Иосиф Сталин. «Красный» Супермен провозглашает себя защитником прав трудящихся и становится мощнейшим аргументом Советского Союза в начавшейся холодной войне, переводящей гонку вооружений в попытки Запада создать ответ сверхчеловеку. Супермен пытается привести мир к коммунизму, и в этом ему не могут помешать ни президент США Лекс Лютор, ни партизан Бэтмен, ни Чудо-женщина…