Возвращение динозавров
Как создавался «Парк юрского периода»

25 лет назад зрители всего мира узнали, что объекты, отражающиеся в зеркале, ближе, чем кажутся, — особенно если это преследующий вашу машину голодный тираннозавр. На экраны вышел легендарный «Парк юрского периода». Конечно, фильмы про динозавров снимали и раньше. Но ни один из них и близко не сравнится по влиянию с творением Стивена Спилберга. «Парк» несколько лет удерживал звание самого кассового фильма всех времён и породил моду на ужасных ящеров.
Благодаря ему 1990-е стали новой эпохой динозавров — в это десятилетие они вновь завладели нашей планетой. Игрушки динозавров, документальные фильмы, официальные продолжения и масса низко-бюджетных подражаний — это лишь часть гигантского наследия «Парка юрского периода». Вспомним, как создавался один из самых влиятельных фильмов своего десятилетия.

Битва за роман Крайтона
История киноверсии «Парка юрского периода» началась весной 1990 года, когда крупнейшие голливудские студии сошлись в схватке за право экранизировать новый роман Майкла Крайтона. На тот момент книга ещё даже не была опубликована. Но ни это, ни запрошенные Крайтоном полутора-миллионный гонорар и проценты от сборов не смутили продюсеров. Те нутром чуяли, что из сюжета про динозавров выйдет зрелищный и, главное, кассовый блокбастер.


К «Парку юрского периода» присматривалось много известных режиссёров — Ричард Доннер, Джо Данте, Тим Бёртон... Но больше всех в бой рвались Джеймс Кэмерон и Стивен Спилберг. Гонку выиграл Стивен: он опередил заявку Кэмерона буквально на несколько часов, заплатив на 500 тысяч долларов больше, чем запрашивал Крайтон. Скорее всего, немалую роль сыграло то, что Спилберг успел поработать с писателем над сериалом «Скорая помощь». Он заранее знал сюжет нового романа, и у него было время обдумать перспективы фильма.
Кэмерон позже рассказал, что его версия «Парка юрского периода» была бы мрачнее и скорее в духе «Чужих». Но Джеймс не жалеет, что упустил фильм, — он признаёт, что его подход был неверным. Основная аудитория фильмов про динозавров — дети, и Спилберг поступил разумно, сняв семейную картину.



Адаптируя роман
По условиям сделки Крайтон получил право написать первую версию сценария. Она была довольно близка к книге. Так, её открывал эпизод из романа, где сбежавшие из парка динозавры атаковали девочку на пляже Коста-Рики.
Как и в книге, в раннем сценарии Крайтона был подсюжет с велоцирапторами, пробравшимися на борт грузового корабля. Другое важное отличие — в парке находилось куда больше людей и хищных динозавров. А будущая главная звезда картины, могучий Ти-Рекс, вообще не появлялся в третьем акте. Он преследовал доктора Гранта и детей по реке, после чего его усыплял транквилизатором смотритель Малдун.

В финале герои отбивались от стаи велоцирапторов, параллельно пытаясь остановить покинувшее остров судно с незваными пассажирами. Некоторых хищников убивал Малдун, некоторых — Грант, используя отравленные яйца других динозавров. В отличие от фильма, адвокат Дженнеро и Малдун оставались в живых, а доктор Ву и Джон Хаммонд погибали — создатель парка жертвовал жизнью, спасая внуков. Йен Малькольм получал серьёзное ранение, но выживал.
Сценарий отдали на доработку Малии Малмо, работавшей со Спилбергом над «Капитаном Крюком». Её версия была близка к роману, но имела и интересные отличия. Так, в ней не было Малькольма, а часть его реплик досталась Дженнеро. Когда выжившие садились в вертолёт, его атаковал Ти-Рекс.
В финале сценария Малмо мы узнавали, что парк с самого начала был обречён. Из-за загрязнения ДНК динозавров генами комаров возрождённые ящеры были «запрограммированы» на раннюю смерть. Позже Крайтон использовал идею обречённой на гибель экосистемы в продолжении романа.

Хаммонд в версии Малмо напоминал книжного: он походил на злого Уолта Диснея и, по сути, был главным злодеем. В финале Хаммонд отказывался покидать остров, утверждая, что всё работает как надо, а во всех бедах виноваты ненадёжные сотрудники, не верившие в успех проекта. В финальной сцене Хаммонд падал со склона в пруд, и в символичном финальном кадре на руку умирающего миллиардера садился комар.
Этот вариант не вполне устроил Спилберга, и за доработку взялся Дэвид Кепп. Именно он создал финальную версию, определившую окончательный сюжет фильма. Но и этот вариант подвергся изменениям, особенно его финал. Изначально предполагалось, что Грант раздавит рапторов при помощи крана, на котором поднимали скелет тираннозавра. В другой версии Гранту удалось убить одного раптора, сбросив его в челюсти скелета Ти-Рекса. Второго должен был застрелить Хаммонд. Но оба варианта не показались Спилбергу впечатляющими, и он предоставил дело самому Ти-Рексу. Так появилась одна из самых знаменитых сцен картины.

Оживление динозавров
Все голливудские блокбастеры можно поделить на две категории: одни держатся на харизматичных героях, вторые обязаны успехом визуальному ряду. На счету Спилберга есть ленты обоих типов. «Челюсти» и «Индиану Джонса» можно отнести к первой категории, а вот «Парк» — фильм, который «сделали» спецэффекты.
Это не значит, что актёры бездельничали на съёмках. Сэм Нил, Лора Дёрн, Джефф Голдблюм и Ричард Аттенборо постарались на славу, создав убедительные экранные образы. Но всё же основными действующими лицами стали не люди, а динозавры. Даже Спилберг признал это, назвав Ти-Рекса настоящим главным героем картины.