Юность, семья и время
Мамору Хосода и его аниме

Каждый многообещающий японский режиссёр, который снимает глубокие и красивые полнометражные работы, хоть раз получал в прессе звание «нового Миядзаки». Не избежал этого и Мамору Хосода — режиссёр «Девочки, покорившей время», «Летних войн» и «Волчьих детей». Но честно ли это по отношению к нему? Не совсем. Попытки угнаться за Миядзаки действительно привели его в аниме, но принесли ему больше бед, чем успехов. А по-настоящему его талант раскрылся, когда он стал самим собой. В конце 2018 года в российский прокат выходит сразу две работы Мамору Хосоды — новая, «Мирай из будущего», и запоздавшее на три года «Дитя чудовища». Самое время познакомиться с творцом историй про юность, семью и течение времени.
Кто вы, Хосода-сан?
Будущий режиссёр родился в 1967 году почти что в деревне — в небольшом посёлке в префектуре Тояма на острове Хонсю. Юный Мамору с детства грезил кино и ещё в начальной школе написал в дневнике, что «вырастет и станет режиссёром аниме». Когда ему исполнилось 12 лет, на экраны вышла дебютная работа Хаяо Миядзаки «Замок Калиостро», которая его поразила. После этого он записался в кружок рисования и пробовал снимать любительские мультфильмы на 8-миллиметровую плёнку. С тех пор основатель студии Ghibli незримой громадой присутствовал в жизни Мамору.

После школы Хосода поступил на факультет живописи в Колледж искусств. Окончив его, он (неожиданно, правда?) попытался устроиться в студию Ghibli – но получил отказ. И не от кого-нибудь, а от самого Миядзаки. Письмо гласило: «Мы не можем сейчас взять вас на работу, потому что это пойдёт в ущерб вашему таланту. Пока вам лучше развивать свой дар самостоятельно в другом месте».
Сложно сказать, были ли эти строки простым жестом вежливости или мэтр и вправду что-то разглядел в незаурядном новичке. Но, так или иначе, они стали пророческими. В 1991 году Мамору Хосода начал собственный путь в индустрии — в студии Toei Animation.
Работа на «фабрике аниме» и неснятый «Ходячий замок»
Разговор о творчестве Хосоды часто начинают сразу с его коронных хитов. Пятнадцать лет жизни режиссёра просто упускают, как будто их не было. А между тем в это время закладывались основные принципы его творчества, оформлялся стиль, находились темы, которые затем прошли светящейся нитью через все фильмы Хосоды.
Toei Animation – одна из крупнейших и старейших студий Японии. Этот гигант делает и сериалы для взрослых, но специализируется на продуктах для детей. Работа над известными сериалами Dragon Ball Z , Sailor Moon и Digimon помогла Хосоде уяснить правила семейного кино: оно должно хорошо развлекать и быть волшебным. Кроме того, хотя на «фабрике аниме» было налажено потоковое производство, руководство Toei считало, что по-настоящему нравиться зрителям могут только проекты, в которых видна индивидуальность создателя. Этими принципами Хосода будет руководствоваться во всех своих фильмах, и это со временем принесёт ему успех. Но не сразу.
Первым полнометражным фильмом в карьере Хосоды значится Digimon: The Movie — о детях, спасающих планету, и о противостоянии виртуальной реальности и нашего мира. На самом деле Мамору снял два короткометражных фильма, а продюсеры решили склеить из них и ещё одной короткометражки полный метр. Этот фильм сейчас вспоминают только как неудачную попытку продвинуть франшизу Digimon на Западе. Digimon: The Movie разгромили в прессе за бессвязный сюжет (ещё бы, это же три разных фильма!), его высмеял сам Ностальгирующий критик. Все отмечали только один плюс: анимацию, которой в основном и занимался Хосода. Поэтому, несмотря на неудачу, фильм заставил обратить внимание на талант Хосоды – ему стали поручать более крупные и важные проекты.

В начале 2000-х Мамору получил заветное приглашение от Ghibli — ни много ни мало снимать «Ходячий замок» по книге Дианы Уинн Джонс! Он взялся за работу… и студия мечты опять его отвергла. Раскадровка Хосоды крайне не понравилась режиссёру анимации Кацуе Кондо. Он посчитал, что рисунок Мамору не соответствует устоявшемуся стилю студии. Хосода вынужден был уйти, а фильм в итоге поставил всё тот же Миядзаки. В Сети сохранилось мало материалов, но можно точно сказать, что, останься Хосода в проекте, мы бы увидели совершенно другой «Ходячий замок».

Отказ Ghibli стал для Мамору настоящим ударом. Он думал, что никогда больше не сможет снимать полнометражные мультфильмы, и собирался завязать с аниме. Тем не менее он вернулся в Toei и начал работу над Ojamajo Doremi Dokkaan! – сериалом для девочек про юных ведьмочек. Поздние эпизоды сериала стали для Хосоды своеобразной самотерапией – героиня радикально меняет свою жизнь, отказываясь от навязываемой судьбы в поисках чего-то нового. Этот сюжет позже появится почти во всех больших работах Мамору и поможет ему нащупать свой собственный путь.