Рассказ

Мир ФантастикиКультура

Рассказ

Сны Миранды

Мы созданы из вещества того же,

Что наши сны. И сном окружена

Вся наша маленькая жизнь.

Уильям Шекспир «Буря»

Голова заболела резко, внезапно, в самый разгар съёмок последней за вечер рекламы. Прежде чем в глазах потемнело, а виски словно опутали раскалённые провода, Миранда каким-то чутьём успела уловить сильный и беспощадный крен влево — и поэтому просто остановилась, не договорив реплику и судорожно вцепившись в край стола. Именно рука и превратилась на минуту в центр её вселенной и ориентир. Левая сторона ладони стала сильнее давить на столешницу — или столешница начала вжиматься в ладонь? Значит, она снова теряет равновесие — надо перенести вес на правую ногу. А вот теперь стол уходит, словно отдаляется, как поезд, покидающий станцию, — слишком наклонилась вправо, надо исправиться.

Несколько секунд — как стало понятно позже, при просмотре запоротого дубля, — длилась эта пауза, а потом Миранда снова заговорила.

В этот момент её сознание существовало одновременно в двух разных ипостасях.

Она со стороны, как наблюдатель, мысленно озвучивала своё состояние, формулировала необходимые действия — шаг влево, улыбка, посмотреть искоса на стол, взять пакет сока, налить, повернуться к камере, снова улыбнуться — и , кажется, совершала их. И в то же время она вслух воспроизводила по памяти рекламный текст — именно по памяти, потому что перед глазами плясали яркие пятна, а оптический планшет на роговице подёрнулся мутной рябью.

— Да какого чёрта! — глухо и будто издалека донёсся крик режиссёра. — Она вываливается из кадра! Уберите её вообще нахрен, мне проще будет модель заказать! Сраный профсоюз с его сраными требованиями!

— Ну и дура, — жарко зашептала ей на ухо исполнительница роли сока, выводя из-под камеры и снимая датчики захвата движения. — Из-за тебя у профсоюза опять проблемы будут. Неужели не могла пару минут потерпеть?

Миранда стиснула зубы от незаслуженной обиды. Но в этих словах был свой печальный резон. Профсоюз актёров уже несколько лет боролся за то, чтобы в любой видеопродукции процент компьютерных моделей был не выше пятидесяти. И каждая оплошность человека — будь то актёр фильма, исполнитель роли NPC в игровой реальности или хотя бы рекламный эпизодник, как Миранда, — была увесистым камешком на весах, которые всё сильнее склонялись в сторону повальной моделизации шоу-бизнеса. И так уже её партнёром по рекламе этого треклятого сока была цифровая копия Кларка Гейбла — глупая и нелепая в роли счастливого отца семейства. Ну какой, к чёрту, отец семейства с масляным взглядом и усиками по щегольской моде бог знает каких лохматых годов! Но, оцифрованные ещё в середине двадцать первого века, эти копии уже вошли в общественное достояние — а значит, доставались продюсерам практически бесплатно. Необходимый же по закону процент живых людей распихивали по мелким ролям животных, мебели или вообще погодных явлений. Попасть в эпизод — человеческий эпизод! — было верхом удачи. И Миранда, кажется, только что эту удачу профукала…

В голове будто плескался кипяток. Левое веко непроизвольно дёргалось — она понимала это по тому, что слева мир то и дело скрывался под мутным тёмным пятном. В ушах шумело и свистело, как при запуске старого, изношенного винчестера, скулы и щёки онемели, словно прихваченные морозом. А ещё почему-то везде стало пахнуть туберозами. Странно, откуда она знает, как пахнут туберозы?

— Что случилось-то? — уже мягче спросила приятельница, усадив её на обшарпанный студийный диван и сунув в руки стакан с водой. — Вид у тебя совсем хреновый.

Все эти слова она слышала издалека, как через плотную вату, не только забившую уши, но и окутавшую голову тяжёлым комом. Во рту стоял горьковато-металлический привкус, в затылке начало ломить и жарко пульсировать — и вскоре кипяток под черепной коробкой превратился в пузырящуюся, клокочущую огненную кашу.

Миранда вцепилась пальцами в виски — до этого несколько раз промахнувшись и бессильно сжав воздух в паре сантиметров от головы — и начала их массировать.

Каша забурлила — во рту стало солоно, словно он наполнился кровью, — и вдруг застыла, стремительно остывая.

Миранда моргнула. Мир вернулся на своё место так же неожиданно, как и покинул его. Голову все еще будто распирало изнутри — но боль уже прошла, оставив после себя лишь эйфорию и неловкую радость от того, что её наконец-то нет. Третья ипостась абсолютного человеческого счастья — исцеление от боли (Карен Бликсен. «Ночная беседа в Копенгагене»), — всплыло в мыслях. Память в порядке — и это прекрасно.

Через час на студии, кроме Миранды, остался только звукач Дикки. Пару лет назад его шаловливые ручки доигрались с махинациями в соцсетях, в результате чего под бан угодили все Диккины профили. Нет профиля — нет жилья, нет электронного счёта, нет записей в реестрах, а значит, и самого человека. Подавать заявку на восстановление означало признаться в мульти­профости — а Дикки был не готов провести десять лет в виде овоща и бесплатного ресурса для Mining Corporation. Так что несуществующий официально звукач работал на студии за еду и жильё — с ним не хотели водиться даже хакеры, предоставляющие услуги по заведению липовых счётов для криптовалюты. Иногда перепадала и халтурка, за которую с Дикки расплачивались заранее заказанными им натурпродуктами.

Судя по всему, этот новенький, ещё пахнущий озоном матрас из нановолокон с программированием форм был как раз такой платой за какую-то из работёнок. Дикки небрежно швырнул его на пол — он уже привык к тому, что при очередном обыске студии на предмет нелегальных аутфейсов ему приходилось уходить крышами, бросив всё барахло, так что к вещам относился с пренебрежением — и , весело насвистывая мелодию из заставки студии New Private, подключился к портам матраса через коммутаторы на затылке. Затем плотоядно ухмыльнулся Миранде и вытянулся во весь рост, сладко потянувшись. Матрас зашевелился, обретая формы существа, отчасти напоминающего женщину, а отчасти… Миранда отвернулась, сдерживая рвотные позывы.

Всё это двигалось, вздымалось и блестело,

Как будто, вдруг оживлено,

Росло и множилось чудовищное тело,

Дыханья смутного полно (Шарль Бодлер. «Цветы зла»), — пробормотала она.

У неё мелькнула мысль тоже остаться в студии и поспать где-нибудь на полу, хотя бы даже и в коридоре — сил ещё час трястись в поезде уже не было. Но она побоялась за квартиру: слишком уж криминальным был её район, и тёмные окна могли навести на мысль о лёгкой наживе какого-нибудь цифрового нарка, перепутавшего реальность и виртуал. Пусть брать у неё особо нечего, но наводить порядок в разгромленной комнате, платить роботам-уборщикам, чтобы аннигилировали блевотину — от виртуальных перегрузок нарков рвало вполне реальной гадостью, — на это у неё не было ни времени, ни денег.

Поэтому она ещё немного посидела в коридоре, стараясь не вслушиваться в сладострастные стоны и невнятное бормотание Дикки, а потом встала — видимо, чересчур резко, потому что снова замутило и перед глазами замелькали мушки, — и поспешила на последний поезд.

***

Цифровой браслет кольнул в руку лёгким разрядом. Устаревшая модель, с физическим оповещением, — но другая была не по карману Миранде. Имплантировать передатчик во внутреннее ухо стоило безумных по её меркам денег — ей и так повезло попасть на акцию «Часы в роговицу за полцены при покупке оптического планшета», так что ближайшие года три придётся довольствоваться имеющимися девайсами.

— Да, — тихо сказала она, прикрыв рот ладонью и стараясь не привлекать внимания. Через несколько рядов от неё на сиденье развалился явный цифродилер. Взгляд устремил в себя — несомненно, подключён к нелегальной сетке, отслеживает перемещения потенциальных клиентов. А где есть дилер, там крутятся и нарики. И мало ли что взбредёт в их одурманенную виртуальностью голову — вчера в новостях передавали, как один обдолбыш так и не смог понять, что он не танк, и чуть не затоптал несколько детей на школьной площадке.

— Ты видела новый сценарий рекламы? — прозвучал в ушах недовольный тенорок режиссёра.

Чёрт! Забыла. Ей скинули сценарий за минуту до этих злосчастных съёмок, поэтому, конечно, было не до него.

— Да, — ответила она, придавая голосу уверенность.

— И что?

Поезд вошёл в туннель, и связь — самый дешёвый пакет от самого нищебродского мобильного оператора — прервалась. Миранда поспешно выключила браслет. Пускай думает, что сели аккумуляторы.

Она всё время забывала перепрошить оптический планшет — и у него опять полетела стабилизация изображения. Текст метался перед глазами, заставляя щуриться.

Реклама была отвратительна. Точнее, сама по себе она была отвратительна в меру — ровно настолько, насколько положено рекламе средства от геморроя. Но роль… понятное дело, что это был плевок в лицо проф­союзу. Хотите пятьдесят процентов живых актёров? Получайте! О качестве ролей ведь речи не идёт!

Но делать было нечего — выбор не так уж и велик, когда не на что жить. Тем более что дела у этой «геморройной компании» шли в гору — по данным Всемирной организации здравоохранения, их потенциальными клиентами были семьдесят восемь процентов населения планеты, а в остальные двадцать два попадали в основном не принимающие новые технологии староверы, — и заказчик явно не поскупится на гонорар.

Миранда посмотрела в окно. Вагон четвёртого класса, выработавший свой ресурс. Некоторые сегменты визио-сетки на окне не функционировали — то ли перегорели, то ли были уничтожены накачанными наркотой вандалами, — и анимированную панораму швейцарских Альп разрывали проплешины, через которые были видны мелькающие трущобы, котлованы, бетонные ограждения…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Контакт | Беседа с Алексом Алисом Контакт | Беседа с Алексом Алисом

Беседа с Алексом Алисом

Мир Фантастики
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Психоистория коллекционирования Психоистория коллекционирования

Почему людям разных эпох неизменно нравилось собирать редкие вещи?

Правила жизни
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
БИНТИ БИНТИ

Определение ДНК по паутине, влияние запаха на зрение и состав атмосферы Сатурна

Наука и жизнь
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
Энтомологи случайно затопили зимующих шмелей и обнаружили у них способность неделю выживать под водой Энтомологи случайно затопили зимующих шмелей и обнаружили у них способность неделю выживать под водой

Судя по всему, в природе зимующие матки шмелей успешно переживают наводнения

N+1
Модели советских автобусов: когда появились первые автобусы в СССР Модели советских автобусов: когда появились первые автобусы в СССР

Какие из автобусов вошли в историю отечественного автопрома

РБК
Связывая микромир с громадной Вселенной Связывая микромир с громадной Вселенной

Физик-математик Дмитрий Горбунов – о космологии как науки об эволюции Вселенной

Знание – сила
«Не держите сцепление выжатым, убьете»: это правда или миф «Не держите сцепление выжатым, убьете»: это правда или миф

«Не держите сцепление выжатым!» Мы имеем дело с очередной страшилкой

ТехИнсайдер
Как быстро почистить и избавить от запахов тканевый диван: советы клинеров Как быстро почистить и избавить от запахов тканевый диван: советы клинеров

Быстрая чистка тканевого дивана: пошаговая инструкция

VOICE
5 причин, почему зумеры и миллениалы считают себя «почти нищими», хотя это не так 5 причин, почему зумеры и миллениалы считают себя «почти нищими», хотя это не так

Почти половина представителей поколений Z и Y тревожатся по поводу своих доходов

Psychologies
Как освободиться от психологии бедняка: 4 совета Как освободиться от психологии бедняка: 4 совета

Что мешает вам зарабатывать столько, сколько вы хотите?

Psychologies
Юлия Шляпникова: «Наличники». Мистический роман о родовых проклятиях Юлия Шляпникова: «Наличники». Мистический роман о родовых проклятиях

Призраки прошлого в мистическом романе Юлии Шляпниковой «Наличники»

СНОБ
«Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу «Смогу тратить свой заработок»: как женщины в XX веке искали оплачиваемую работу

Отрывок из романа Мейв Бинчи «Зажги свечу»

Forbes
«Почетные арийки»: как женщины еврейского происхождения жили в оккупированной Франции «Почетные арийки»: как женщины еврейского происхождения жили в оккупированной Франции

Отрывок из документального романа Дамьена Роже «Почетные арийки»

Forbes
Арт-пространство, отель и парк: что строили на месте известных тюрем Арт-пространство, отель и парк: что строили на месте известных тюрем

Чем известна «русская Бастилия» и во что перестраивали другие известные тюрьмы

СНОБ
Открыть в приложении