Слово главного редактора
Здравствуйте, уважаемый читатель!
Многим хотелось бы отмотать время назад и вернуться в прошлое. Дальнейшие намерения разнятся: кто-то мыслит глобально и планирует убить Гитлера, кто-то просто хочет найти развилку, на которой жизнь свернула не туда, и пойти по другому пути. А кому-то было бы приятно ещё раз пережить те или иные события, прелесть которых ощущается лишь на расстоянии. Путешествия во времени — несбыточная мечта человечества.
И хорошо, что несбыточная. Об этом говорят многие философы, об этом любят говорить и фантасты. Порой путешествие во времени может обернуться курьёзом — и вот уже приходится знакомить своих родителей или отмахиваться от знаков внимания горячей красотки, в которой смутно узнаётся собственная бабушка. Порой — тоской и безысходностью, когда попытка исправить трагедию оборачивается понимаем, что ты и стал её причиной. Фантастики о путешествиях во времени очень много. Ей и посвящён центральный материал номера.
Ещё один столп НФ — космическая фантастика. Недавно самому яркому представителю этого жанра в кино, фильму Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», исполнилось 50 лет. Странная картина, которая начинается с первобытных людей, продолжается противостоянием человека с искусственным интеллектом и завершается психоделическим трипом, вышла полвека назад, но до сих пор поражает воображение. Мы уже не раз писали об этом фильме, однако обычно касались отдельных его аспектов — рассказывали, как он повлиял на спецэффекты в кино, или говорили о нём в контексте творчества Артура