Видеодром / Ретро-обзор
Романтика и шпаги
Принцесса-невеста (Princess Bride)
Жанр: комедийное романтическое фэнтези
Режиссёр: Роб Рейнер
В ролях: Робин Райт, Кэри Элвес, Мэнди Патинкин, Великан Андре, Крис Сарандон
Мировая премьера: 25 сентября 1987 года
Награды: «Хьюго» за лучшую экранизацию, «Сатурн» за лучший фэнтези-фильм
Красавица Лютик, узнав, что её возлюбленный Уэстли погиб на чужбине, в отчаянии принимает предложение брака с Хампердинком, наследным принцем королевства Флорин. Но внезапно её похищает троица неизвестных…
Этот фильм — из числа тех, что получают весьма прохладный приём при выходе на экраны, зато со временем набирают влияние и признаются культовыми. «Принцесса-невеста» собрала в прокате скромные 30 миллионов долларов (при бюджете в 16 миллионов — результат, что называется, на троечку) и рисковала быть навеки забытой, но получила пару весомых фантастических премий. А потом при выходе на видеоносителях вдруг оказалось, что Роб Рейнер и компания сотворили шедевр. Сценарий попал в сотню лучших по версии Американской гильдии сценаристов, а сама картина регулярно входит в рейтинги то лучших романтических историй, то самых смешных комедий всех времён и народов. Американцы растащили фильм на цитаты — самая известная в русском переводе книги-первоисточника звучит как «Здрасьте, меня звать Иньиго Монтойя, вы убили моего отца, пришла ваша смерть».
В нашей стране «Принцессе-невесте» повезло меньше: как почти все знаковые фильмы 1980-х , она добралась до нас лишь в эпоху видеосалонов и почему-то прошла незамеченной. Но тем больше поводов пересмотреть её сейчас — в её 30-летний юбилей. А заодно прочитать наконец роман, русский перевод которого вышел совсем недавно.
В 1988 году, через год после выхода «Принцессы-невесты», актёр Кэри Элвес (Уэстли) встретился с Папой Римским Иоанном Павлом II. Понтифик поинтересовался: «Вы тот самый актёр из «Принцессы…»?» «Да», — ответил ошарашенный Кэри. «Очень хороший фильм, — радостно отметил папа. — Очень смешной». Для Элвеса этот эпизод стал подтверждением, что он снялся в чём-то действительно значительном.
История «Принцессы-невесты» начинается с книги. В 1973 году Уильям Голдман, успешный голливудский сценарист (два «Оскара» за сценарии классических фильмов «Бутч Кэссиди и Санденс Кид» и «Вся королевская рать»), решился издать отдельной книгой сказку, которую рассказывал двум своим дочерям. И , к его удивлению, она оказалась куда популярнее «взрослых» триллеров, на которых Голдман рассчитывал сделать литературную карьеру. Практически сразу «Принцесса-невеста» стала национальным бестселлером, и автору предложили 500 тысяч долларов за права на текст сценария. Режиссёром должен был стать Ричард Лестер — он прославился в 1960-е как режиссёр битловских фильмов «Вечер трудного дня» и «На помощь!», а позже снял второй и третий фильмы о Супермене. Но внезапно в кинокомпании Fox сменилось руководство, и экранизация надолго застряла в «производственном аду». Отчаявшись ждать, Голдман выкупил права на свою книгу обратно за собственные деньги.